Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность. Общая полезность TU- совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. По горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности. График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки max она убывает. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.
Кривая предельной полезности (рисунок 21.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара -закон убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена. Суть первого закона Госсена: предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими. Кривая безразличия - графическое отображение набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия.
Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии(показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах) вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз. С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия (показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя) с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой (рис). Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».
Бюджет – количество денег, доступное потребителю для приобретения благ в определённый пероид времени. Доход потребителя и покупательная сила денег (цены благ) определяют бюджетную линию (бюджетное ограничение) потребителя.
23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
Фирма(предприятие)-организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая для производства товара или услуги с целью получения прибыли. В рыночной экономике фирмы классифицируются по следующим признакам: по характеру деятельности 9производственные и непроизводственные); по сферам предпринимательской деятельности (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные, рекламные, юридические и т. д); по формам собственности (государственные, частные и совместные); по количеству видов производимой продукции (специализированные(выпускающие ограниченное количество продукции) и многопрофильные (производящие много видов продукции); по целям хозяйственной деятельности (коммерческие и некоммерческие(бюджетные). Предприятия, целью которых является извлечение прибыли-коммерческие. Некоммерческие создаются для обеспечения занятости населения, оказания социальных услуг); По размерам капитала и производства (крупные-более 500человек, средние и малые-до 100человек ( в РБ к малым относятся предприятия в промышленности-до200, в строительстве-до50, в отраслях непроизводственной сферы-до 25человек). По организационно-правовой формев соответствии с законодательством нашей страны различают: унитарные предприятия (коммерческие предприятия, принадлежащие одному владельцу. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные(республиканские или коммунальные) унитарные предприятия, либо частные унитарные предприятия); товарищества (коммерческие предприятяи, созданные на основе договора и путем объединения капиталов двух и более физических и юридических лиц. Количество участников товарищества не ограничено, а их ответсвенность может быть различной); хозяйственные общества (ООО ( общества с ограниченной ответственностью)-созданы двумя или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, в пределах стоимости внесенных ими вкладов); Общества с дополнительной ответственностью (создаются на долевой собственности, но здесь ответственность его участников значительно расширена. Они солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными его участниками пропорционально их вкладам); Акционерные общества предприятие, капитал которого образуется за счет выпуска и продажи акций ( ценные бумаги, подтверждающие, что их владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части прибыли, которая называется дивидендом);производственные кооперативы(артели)(добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов; потребительские кооперативы (некоммерческие организации, добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов).