Кафедра экономической теории и права

Кафедра экономической теории и права

Н.В. БОРОВСКИХ

Микроэкономика

(рабочая тетрадь)

ОМСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Общие основы экономического развития. Экономическая система общества

Тема 2. Рыночный механизм. Теория денег ………………………….………………..

Тема 3. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения ………

Тема 4. Теория фирмы. Издержки фирмы. Предпринимательство ………………..…

ТЕМА 1. Общие основы экономического развития. Экономическая система общества

Задание 1.1. Дайте определение экономике как науке и как дисциплине

Задание 1.2 . Сопоставьте определения и термины (правильно соедините стрелками)

Определения   Термины
Процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.   Производительность труда
Продукты и услуги, материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.   Производство
Особая стадия в движении произведенных благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности.   Товар
Продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени.   Блага
Экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.   Обмен
Сфера (стадия) движения произведенных продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.   Распределение
Отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.   Потребление
Использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.   Собственность

Задание 1.3. В книжный магазин одновременно поступили две книги: детектив и учебное пособие по маркетингу. К моменту инвентаризации было продано 280 книг, включающих 30% от детективов и 10% от учебных пособий. Подсчет показал, что число непроданных де­тективов в 7 раз больше, чем непроданных учебных пособий.

Какое количество книг поступило в магазин? Ка­кой тип (метод) маркетинга необходимо использовать маркетологам магазина?

Задание 1.4. Экспедитору было дано задание купить ровно 20 единиц товаров трех видов: аудиоаппарату­ру по цене 30 у.е. за штуку, бытовую технику по цене 10 у.е. за штуку и канцелярские товары по цене 5 у.е. за штуку, израсходовав при этом все деньги - 480 у.е.

Какое количество товаров каждого вида может быть куплено?

Задание 1.5. Каждая из фирм, приведенных в таблице, выпус­кающих идентичную продукцию, руководству­ется соответствующим планом в разработке и организации производства товаров-новинок в условиях рынка свободной конкуренции.

Этапы Фирма №1 Фирма №2 Фирма №3
Разработка идеи нового товара Изучение потенциального рынка Разработка идеи нового товара
Изучение потенциального рынка Разработка идеи нового товара Определение проектной себестоимости
Определение уровня цены продажи Составление проектной себестоимости Определение проектной цены
Сопоставление цены продажи с проектной себестоимостью Определение проектной цены продаж Изучение потенциального рынка
Начало производства продукции Начало производства продукции Начало производства продукции
         

Какова эффективность действий каждой фирмы?

Какой этап (или этапы) является, на ваш взгляд, оп­ределяющими?

Свои ответы обоснуйте.

Задание 1.6. Торговая фирма стоит перед выбором размера закупаемых партий товара:

- 1000 единиц товара по цене 80 у.е. за штуку;

- 2000 единиц товара по цене 60 у.е. за штуку.

Цена на рынке реализации данного товара устано­вилась на уровне 100 у.е. за штуку. Маркетинговые исследования показали, что вероятность продажи каж­дой партии составляет 0,5 объема, а непроданный то­вар может быть реализован лишь по закупочной цене.

Какое решение следует принять фирме ?

Задание 1.7. Фирма получила исключительные права на от­крытие бистро в регионе. Она может назначить любую цену на свой товар, так как только в этом бистро могут быстро поесть жители региона. Пе­ред тем как установить цену, компания провела исследование спроса. Полученные результаты сведены в таблицу.



Цена за 1 порцию, у.е. Количество покупателей, человек Сумма дохода, у.е. Общие затраты, у.е. Прибыль (убыток), у.е.
330 000  
290 000  
750 000 230 000  
200 000  
250 000 125 000  
 

Заполните таблицу. Какую цену следует установить?

Задание 1.8. Общий объем товарооборота составил 26,09 млрд у.е. Известно, что издержки обращения -51%, а наценка на проданные розничной торгов­лей товары составила 18,5 млрд у.е. Определите сумму прибыли.

Задание 1.9. Акционерное общество израсходовало 20% полученной прибыли на закупку оборудования, 25% оставшихся денег потратило на строительство жилья для акционеров, выплатило также 2,5 млн. у.е. дивидендов по акциям. После этих расходов осталось 10% нераспределенной прибыли. Какова прибыль акционерного общества.

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

Задание 2.1. На основе имеющихся данных (см. табл.), определите, какой их двух товаров является более предпочтительным для потребителя.

Характеристика товаров Товар № 1 Товар № 2
Цена покупки, тыс. у.е.
Срок службы, лет
Стоимость ежегодного обслуживания, % от цены

Задание 2.2. Исходя из данных, приведенных в таблице, определите, какой из товаров является более предпочтительным для покупателя

Характеристика товаров Товар № 1 Товар № 2
Цена розничная, тыс. у.е.
Срок службы, лет
Гарантийный срок обслуживания, лет
Стоимость ежегодного обслуживания, тыс. у.е. 0,1

Задание 2.3. Выберите правильный вариант ответа. Спрос на товар - это:

A. количество проданных товаров;

B. желание и возможность потребителя приобрести
товар или услугу;

C. потребность покупателей в каком-либо товаре;

D. желание человека приобрести товар.

Задание 2.4. Выберите правильный вариант ответа. Какие из перечисленных товаров являются това­рами-субститутами:

A. кроссовки и футболки;

B. учебники и тетради;

C. спички и зажигалки;

D. кухонные комбайны и стиральные машины.

Задание 2.5. Выберите правильный вариант ответа. Индивидуальный спрос - это:

A. спрос, предъявляемый на товар отдельным по­требителем;

B. спрос на определенный вид товара;

C. спрос, предъявляемый на товар в единицу времени;

D. спрос на товар, производимый определенной фир­мой.

Задание 2.6. Выберите правильный вариант ответа. Равновесная цена на рынке товара - это:

A. цена, по которой производители могут продать
наибольшее количество своей продукции;

B. цена, которая наиболее выгодна потребителям;

C. цена, при которой объем спроса равен объему предложения;

D. цена, которая покрывает затраты производите­лей на производство товара.

Задание 2.7. Выберите правильный вариант ответа. Если на рынке существует только один продавец продукции и только один покупатель этой про­дукции, то такой рынок называется:

а) рынком двусторонней монополии;

б) рынком дуополии;

в) рынком естественной монополии.

Задание 2.8. Выберите правильный вариант ответа. Если на рынке существует только один покупа­тель продукции, то такой рынок называется:

A. рынком олигопсонии;

B. рынком монопсонии;

C. рынком монополии.

Задание 2.9. Какова доля рынка фирмы, если известно, что объем продаж фирмы за год составил 1,5 млн. единиц товара; годовая емкость рынка товара -3,5 млн. единиц товара. При этом цена фирмы за единицу товара на 5% превысила равновесную цену, установившуюся на рынке в размере 171,5 у.е.

Задание 2.10. Восстановите последовательность этапов формирования ценовой политики предприятия, используя следующие элементы (напротив каждого этапа проставьте его порядковый номер):

1) формирование системы модификации цен;

2) выбор метода ценообразования;

3) постановка целей ценообразования;

4) установление окончательной цены товара;

5) определение спроса и оценка издержек;

6) формирование ценовой стратегии;

7) анализ цен и товарной политики конкурентов.

Задание 2.11 В отрасли действует пять фирм с объёмами выпуска 20, 10, 5, 3, 2% от общего выпуска продукции в отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Определите степень монополизации отрасли: 1) по коэффициенту концентрации производства (ККП); 2) по индексу Герфиндаля-Хиршмана (ИГХ).

Задание 2.12 В начале XXI в. в производстве лакокрасочных материалов в России было занято 110 предприятий. Объёмы производства и продаж отдельных предприятий отрасли приведены в таблице.

Наименование предприятий Доля производства и рынка, %
ТОО «Челак» 2,3
ОАО «Одилак» 2,7
ОАО НПФ «Пигмент» 3,0
ОАО «ЧХПО» (Черкесск) 5,8
ЗАО «Эмпилс» (Ростов-на-Дону) 6,2
ОАО ЯЛКЗ «Победа рабочих» (Ярославль) 6,5
ПК «Котовский ЛКЗ» 6,7
ТОО «Загорский ЛКЗ» 7,3
ОАО «Лакокраска» (Ярославль) 11,3
Все другие предприятия имеют долю на рынке каждое по 0,5

Рассчитайте по данным таблицы по четырём и восьми предприятиям коэффициенты концентрации производства (ККП4 и ККП8) и индексы Герфиндаля-Хиршмана (ИГХ4 и ИГХ8).

Задание 2.13 Фирма продаёт продукцию по цене 200 руб./шт. Предельные издержки составляют 133 руб./шт. Рассчитайте коэффициент Лернера(ИЛ) и оцените степень монополизации рынка, на котором работает фирма.

Задание 2.14 Из нижеприведенных видов цен на товары расставьте в таблицу названия по соответствующим признакам:

1. Оптовая; 2. Мировая; 3. Монопольная; 4. Предложения; 5. Продажи/ купли; 6. Базисная; 7. Розничная; 8. Цена производства; 9. Номинальная; 10. Рыночная; 11. Твердая; 12. Скользящая; 13. Цена спроса.

Названия разных видов цен

№п/п Признак цены Наименование
Используется для определения сорта или качества товара  
Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте  
Определяется уровнем цен стран экспортеров, импортеров, бирж  
Устанавливается монополиями выше (ниже) цен производителей  
Публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках  
По которой поставляется крупными партиями товар  
Указания издержкам производства плюс прибыль на весь авансированный капитал  
По которой продажа ведется отдельными покупателями малыми партиями  
По которой идет купля – продажа на данном рынке  
Которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату  
Которая складывается на рынке покупателем  
Которая устанавливается в договоре купли – продаже и не подлежит изменению  
Равная издержкам производства плюс прибыль на весь авансированный капитал  

Задание 2.15 Готовится издание книги, ориентировочная продажная цена которой 10 д.е. Совокупные постоянные издержки на издание всего тиража книги (редактирование, оформление, набор, управленческие расходы, налоги и страхование, аренда помещений, амортизационные расходы и т.д.) составят 200 тыс. д.е.

Совокупные переменные издержки на один экземпляр данной книги (бумага, материал на обложку, типографские расходы, переплетные расходы, переплетные работы, сбыт, авторский гонорар и др.) составят 6 д.е.

Необходимо рассчитать:

1. При каком тираже издание книги будет безубыточным (так называемая точка безубыточности)?

2. Произвести этот же расчет при цене 11 д.е.

Задание 2.16 Выручка равна 2500 руб.

Какими должны быть затраты, чтобы рентабельность к затратам равнялась 25%?

Задание 2.17 Объем прибыли 5 млн. руб., рентабельность к затратам– 25%.

Определить затраты и выручку.

Задание 2.18 В результате маркетингового исследования установлено следующее состояние зрительского спроса на билеты в кинотеатр:

Цена билета, д.е. Количество продаваемых на 1 сеанс билетов (спрос), шт.

Вместимость зрительного зала кинотеатра 700 мест, все места в зале равноценны. Затраты в расчете на 1 сеанс составляют:

- плата за прокат кинофильма – 1800 д.е.

- аренда зала – 250д.е.

- плата киномеханику – 50д.е.

- плата контролерам – 250 д.е.

1. Какова должна быть самая выгодная цена одного билета?

2. Чему равна максимально возможная прибыль за 1 сеанс?

Задание 2.19 Для привлечения зрителей фирма уменьшает плату за прокат кинофильма с 1800 д.е. до 800 д.е. плюс 2 д.е. с каждого проданного билета (см. условия задания 57).

1 Какова теперь должна быть самая выгодная цена одного билета?

2 Какой при этом будет максимальная прибыль?

Задание 2.20 В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 15 до 19% при емкости рынка 125 млн. штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 182 млн. руб.

Задание 2.21 Торговая фирма закупает товар по цене 170 д.е. за единицу и продает в количестве 200 штук этого товара еженедельно по цене 250 д.е. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цену на 10%.

Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.

Задание 2.22Известна следующая информация о фирме:

производственные мощности предприятия в месяц - 200 тыс. моющего косметического средства

Переменные затраты - 136 руб. на единицу продукции.

Условно-постоянные затраты - 4,85 млн. руб.

Объем целевой прибыли - 3,1 млн. руб.

предварительное исследование рынка показывает, что продукция будет пользоваться спросом при цене не выше 220 руб. за одну упаковку (1 литр) косметического средства

Выполнить расчет нескольких вариантов цены, пи которых предприятие может получить искомый объем прибыли с учетом того, что:

1) производственные мощности загружены полностью;

2) 50% мощностей только загружены.

Задание 2.23 Фирма планирует вывести на рынок новый вид электорофенов Переменные затраты на единицу продукции составят 200 руб., постоянные затраты по данному продукту равны 190 млн. руб. согласно результатам маркетинговых исследований региональный рынок может поглотить за год 500 тыс. данных изделий. Следует определить цену безубыточности, и целевую цену, если планируемый уровень рентабельности к затратам составляет 35%.

Задание 2.24 Торговая фирма является владельцем четырех типовых магазинов в различных частях города. Набор товаров и услуг, а также качество обслуживания и уровень квалификации персонала во всех магазинах одинаковы. В таблице представлены данные о величине дохода (в тыс. руб.) за первые 13 недель года по всем магазинам фирмы.

№ недели Магазин № 1 Магазин №2 Магазин №3 Магазин №4

Удастся ли фирме в течение года погасить кредит в 400 млн. руб. при 30%-й годовой ставке, если на оплату кредита фирма может выделить не более 20% суммарного дохода? Спрос на товары фирмы устойчив и не подвержен сезонным и иным колебаниям, изменяющим его нормальный характер.

Задание 2.25 Определить сумму процентов, начисленных на вклад в 2,5 млн. руб., если срок депозита 3 года, ставка 24%, проценты начисляются ежеквартально.

Задание 2.26 Какую сумму следует положить на депозит, чтобы через 3 года приобрести объект недвижимости за 15 тыс. руб., если банк начисляет проценты ежемесячно, годовая ставка равна 24%.

Задание 2.27 Какова будущая стоимость 500 руб., вложенных на пять лет под 12%, если процент начисляется: 10 1 раз в год; 2) 1 раз в полугодие.

Задание 2.28. Через 3 года планируется купить дом, который стоит 600 тыс. руб., какую сумму нужно положить в банк сегодня, чтобы купить дом в будущем, если годовая процентная ставка равна 8%, начисление происходит ежеквартально.

Задача 2.29 Какую сумму получит вкладчик через два года, если положит 200 тыс. руб. в банк, который начисляет 12% годовых ежемесячно?

Задание 2.30 На Вашем счете в банке имеется 2500 руб. Годовая процентая ставка 12%, проценты начисляются 1 раз в полугодие. Сколько времени вам понадобится, чтобы накопить 10000 руб.?

Задание 2.31 Имеется три банка. В банке А годовая процентная ставка равна 8,2% годовых, которые начисляются 1 раз в год, в банке Б – 8% годовых, начисляемых один раз в квартал, в банке В – 7,8% годовых, начисляемых 1 раз в месяц. Планируется положить в банк 1000 руб., какой банк следует выбрать?

Задание 2.32 За 8 лет стоимость актива возросла с 1200 у.е. до 2700 у.е. Определить ставку процента, по которой происходило ежегодное начисление процентов.

Задание 2.33 Стоимость квадратного метра офиса составляет 200 у.е. и ежегодно повышается на 5%. Определить стоимость 1 кв. метра офиса через 5 лет.

Задание 2.34 В рекламе банка А говорится, что сумма, помещенная сегодня на срочный депозит, удвоится за 5 лет. Банк Б обещает своим клиентам 14% годовых по вкладам на тот же период. Какой банк следует выбрать?

Кафедра экономической теории и права

Н.В. БОРОВСКИХ

Микроэкономика

(рабочая тетрадь)

ОМСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Общие основы экономического развития. Экономическая система общества

Тема 2. Рыночный механизм. Теория денег ………………………….………………..

Тема 3. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения ………

Тема 4. Теория фирмы. Издержки фирмы. Предпринимательство ………………..…

ТЕМА 1. Общие основы экономического развития. Экономическая система общества

Задание 1.1. Дайте определение экономике как науке и как дисциплине

Задание 1.2 . Сопоставьте определения и термины (правильно соедините стрелками)

Определения   Термины
Процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.   Производительность труда
Продукты и услуги, материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.   Производство
Особая стадия в движении произведенных благ, оно предполагает определение доли благ, поступающих в потребление участникам экономической деятельности.   Товар
Продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени.   Блага
Экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.   Обмен
Сфера (стадия) движения произведенных продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.   Распределение
Отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.   Потребление
Использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.   Собственность

Задание 1.3. В книжный магазин одновременно поступили две книги: детектив и учебное пособие по маркетингу. К моменту инвентаризации было продано 280 книг, включающих 30% от детективов и 10% от учебных пособий. Подсчет показал, что число непроданных де­тективов в 7 раз больше, чем непроданных учебных пособий.

Какое количество книг поступило в магазин? Ка­кой тип (метод) маркетинга необходимо использовать маркетологам магазина?

Задание 1.4. Экспедитору было дано задание купить ровно 20 единиц товаров трех видов: аудиоаппарату­ру по цене 30 у.е. за штуку, бытовую технику по цене 10 у.е. за штуку и канцелярские товары по цене 5 у.е. за штуку, израсходовав при этом все деньги - 480 у.е.

Какое количество товаров каждого вида может быть куплено?

Задание 1.5. Каждая из фирм, приведенных в таблице, выпус­кающих идентичную продукцию, руководству­ется соответствующим планом в разработке и организации производства товаров-новинок в условиях рынка свободной конкуренции.

Этапы Фирма №1 Фирма №2 Фирма №3
Разработка идеи нового товара Изучение потенциального рынка Разработка идеи нового товара
Изучение потенциального рынка Разработка идеи нового товара Определение проектной себестоимости
Определение уровня цены продажи Составление проектной себестоимости Определение проектной цены
Сопоставление цены продажи с проектной себестоимостью Определение проектной цены продаж Изучение потенциального рынка
Начало производства продукции Начало производства продукции Начало производства продукции
         

Какова эффективность действий каждой фирмы?

Какой этап (или этапы) является, на ваш взгляд, оп­ределяющими?

Свои ответы обоснуйте.

Задание 1.6. Торговая фирма стоит перед выбором размера закупаемых партий товара:

- 1000 единиц товара по цене 80 у.е. за штуку;

- 2000 единиц товара по цене 60 у.е. за штуку.

Цена на рынке реализации данного товара устано­вилась на уровне 100 у.е. за штуку. Маркетинговые исследования показали, что вероятность продажи каж­дой партии составляет 0,5 объема, а непроданный то­вар может быть реализован лишь по закупочной цене.

Какое решение следует принять фирме ?

Задание 1.7. Фирма получила исключительные права на от­крытие бистро в регионе. Она может назначить любую цену на свой товар, так как только в этом бистро могут быстро поесть жители региона. Пе­ред тем как установить цену, компания провела исследование спроса. Полученные результаты сведены в таблицу.

Цена за 1 порцию, у.е. Количество покупателей, человек Сумма дохода, у.е. Общие затраты, у.е. Прибыль (убыток), у.е.
330 000  
290 000  
750 000 230 000  
200 000  
250 000 125 000  
 

Заполните таблицу. Какую цену следует установить?

Задание 1.8. Общий объем товарооборота составил 26,09 млрд у.е. Известно, что издержки обращения -51%, а наценка на проданные розничной торгов­лей товары составила 18,5 млрд у.е. Определите сумму прибыли.

Задание 1.9. Акционерное общество израсходовало 20% полученной прибыли на закупку оборудования, 25% оставшихся денег потратило на строительство жилья для акционеров, выплатило также 2,5 млн. у.е. дивидендов по акциям. После этих расходов осталось 10% нераспределенной прибыли. Какова прибыль акционерного общества.

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

Задание 2.1. На основе имеющихся данных (см. табл.), определите, какой их двух товаров является более предпочтительным для потребителя.

Характеристика товаров Товар № 1 Товар № 2
Цена покупки, тыс. у.е.
Срок службы, лет
Стоимость ежегодного обслуживания, % от цены

Задание 2.2. Исходя из данных, приведенных в таблице, определите, какой из товаров является более предпочтительным для покупателя

Характеристика товаров Товар № 1 Товар № 2
Цена розничная, тыс. у.е.
Срок службы, лет
Гарантийный срок обслуживания, лет
Стоимость ежегодного обслуживания, тыс. у.е. 0,1

Задание 2.3. Выберите правильный вариант ответа. Спрос на товар - это:

A. количество проданных товаров;

B. желание и возможность потребителя приобрести
товар или услугу;

C. потребность покупателей в каком-либо товаре;

D. желание человека приобрести товар.

Задание 2.4. Выберите правильный вариант ответа. Какие из перечисленных товаров являются това­рами-субститутами:

A. кроссовки и футболки;

B. учебники и тетради;

C. спички и зажигалки;

D. кухонные комбайны и стиральные машины.

Задание 2.5. Выберите правильный вариант ответа. Индивидуальный спрос - это:

A. спрос, предъявляемый на товар отдельным по­требителем;

B. спрос на определенный вид товара;

C. спрос, предъявляемый на товар в единицу времени;

D. спрос на товар, производимый определенной фир­мой.

Задание 2.6. Выберите правильный вариант ответа. Равновесная цена на рынке товара - это:

A. цена, по которой производители могут продать
наибольшее количество своей продукции;

B. цена, которая наиболее выгодна потребителям;

C. цена, при которой объем спроса равен объему предложения;

D. цена, которая покрывает затраты производите­лей на производство товара.

Задание 2.7. Выберите правильный вариант ответа. Если на рынке существует только один продавец продукции и только один покупатель этой про­дукции, то такой рынок называется:

а) рынком двусторонней монополии;

б) рынком дуополии;

в) рынком естественной монополии.

Задание 2.8. Выберите правильный вариант ответа. Если на рынке существует только один покупа­тель продукции, то такой рынок называется:

A. рынком олигопсонии;

B. рынком монопсонии;

C. рынком монополии.

Задание 2.9. Какова доля рынка фирмы, если известно, что объем продаж фирмы за год составил 1,5 млн. единиц товара; годовая емкость рынка товара -3,5 млн. единиц товара. При этом цена фирмы за единицу товара на 5% превысила равновесную цену, установившуюся на рынке в размере 171,5 у.е.

Задание 2.10. Восстановите последовательность этапов формирования ценовой политики предприятия, используя следующие элементы (напротив каждого этапа проставьте его порядковый номер):

1) формирование системы модификации цен;

2) выбор метода ценообразования;

3) постановка целей ценообразования;

4) установление окончательной цены товара;

5) определение спроса и оценка издержек;

6) формирование ценовой стратегии;

7) анализ цен и товарной политики конкурентов.

Задание 2.11 В отрасли действует пять фирм с объёмами выпуска 20, 10, 5, 3, 2% от общего выпуска продукции в отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Определите степень монополизации отрасли: 1) по коэффициенту концентрации производства (ККП); 2) по индексу Герфиндаля-Хиршмана (ИГХ).

Задание 2.12 В начале XXI в. в производстве лакокрасочных материалов в России было занято 110 предприятий. Объёмы производства и продаж отдельных предприятий отрасли приведены в таблице.

Наименование предприятий Доля производства и рынка, %
ТОО «Челак» 2,3
ОАО «Одилак» 2,7
ОАО НПФ «Пигмент» 3,0
ОАО «ЧХПО» (Черкесск) 5,8
ЗАО «Эмпилс» (Ростов-на-Дону) 6,2
ОАО ЯЛКЗ «Победа рабочих» (Ярославль) 6,5
ПК «Котовский ЛКЗ» 6,7
ТОО «Загорский ЛКЗ» 7,3
ОАО «Лакокраска» (Ярославль) 11,3
Все другие предприятия имеют долю на рынке каждое по 0,5

Рассчитайте по данным таблицы по четырём и восьми предприятиям коэффициенты концентрации производства (ККП4 и ККП8) и индексы Герфиндаля-Хиршмана (ИГХ4 и ИГХ8).

Задание 2.13 Фирма продаёт продукцию по цене 200 руб./шт. Предельные издержки составляют 133 руб./шт. Рассчитайте коэффициент Лернера(ИЛ) и оцените степень монополизации рынка, на котором работает фирма.

Задание 2.14 Из нижеприведенных видов цен на товары расставьте в таблицу названия по соответствующим признакам:

1. Оптовая; 2. Мировая; 3. Монопольная; 4. Предложения; 5. Продажи/ купли; 6. Базисная; 7. Розничная; 8. Цена производства; 9. Номинальная; 10. Рыночная; 11. Твердая; 12. Скользящая; 13. Цена спроса.

Названия разных видов цен

№п/п Признак цены Наименование
Используется для определения сорта или качества товара  
Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте  
Определяется уровнем цен стран экспортеров, импортеров, бирж  
Устанавливается монополиями выше (ниже) цен производителей  
Публикуемая в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках  
По которой поставляется крупными партиями товар  
Указания издержкам производства плюс прибыль на весь авансированный капитал  
По которой продажа ведется отдельными покупателями малыми партиями  
По которой идет купля – продажа на данном рынке  
Которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату  
Которая складывается на рынке покупателем  
Которая устанавливается в договоре купли – продаже и не подлежит изменению  
Равная издержкам производства плюс прибыль на весь авансированный капитал  

Задание 2.15 Готовится издание книги, ориентировочная продажная цена которой 10 д.е. Совокупные постоянные издержки на издание всего тиража книги (редактирование, оформление, набор, управленческие расходы, налоги и страхование, аренда помещений, амортизационные расходы и т.д.) составят 200 тыс. д.е.

Совокупные переменные издержки на один экземпляр данной книги (бумага, материал на обложку, типографские расходы, переплетные расходы, переплетные работы, сбыт, авторский гонорар и др.) составят 6 д.е.

Необходимо рассчитать:

1. При каком тираже издание книги будет безубыточным (так называемая точка безубыточности)?

2. Произвести этот же расчет при цене 11 д.е.

Задание 2.16 Выручка равна 2500 руб.

Какими должны быть затраты, чтобы рентабельность к затратам равнялась 25%?

Задание 2.17 Объем прибыли 5 млн. руб., рентабельность к затратам– 25%.

Определить затраты и выручку.

Задание 2.18 В результате маркетингового исследования установлено следующее состояние зрительского спроса на билеты в кинотеатр:

Цена билета, д.е. Количество продаваемых на 1 сеанс билетов (спрос), шт.

Вместимость зрительного зала кинотеатра 700 мест, все места в зале равноценны. Затраты в расчете на 1 сеанс составляют:

- плата за прокат кинофильма – 1800 д.е.

- аренда зала – 250д.е.

- плата киномеханику – 50д.е.

- плата контролерам – 250 д.е.

1. Какова должна быть самая выгодная цена одного билета?

2. Чему равна максимально возможная прибыль за 1 сеанс?

Задание 2.19 Для привлечения зрителей фирма уменьшает плату за прокат кинофильма с 1800 д.е. до 800 д.е. плюс 2 д.е. с каждого проданного билета (см. условия задания 57).

1 Какова теперь должна быть самая выгодная цена одного билета?

2 Какой при этом будет максимальная прибыль?

Задание 2.20 В результате маркетинговых исследований предполагается увеличение доли фирмы на рынке с 15 до 19% при емкости рынка 125 млн. штук продукта. Рассчитать дополнительную прибыль фирмы в предстоящем году, если прибыль на одно изделие составляет 98 руб., а емкость рынка не изменяется. Затраты на маркетинговые усилия в расчете на год составляют 182 м<

Наши рекомендации