Тема 8 Прогнозирование социального развития

И уровня жизни народа

Социальная политика– система мер и подходов, связанных с решением проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечения защиты социально уязвимых слоев населения.

Уровень жизни представляет собой степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятости, образования, жилищные условия, социальное обеспечение.

Для международных сравнений по рекомендации ООН исчисляется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Его расчет ведется на основе трех показателей: долголетия (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении), уровня образования и уровня жизни (реальный ВВП на душу населения в долларах паритета покупательской способности).

При формировании и реализации социальной политики используется система социальных нормативов. Важнейшим из которых является минимальный потребительский бюджет (МПБ), определяющий величину дохода и расхода на потребление товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он разрабатывается на основе нормативной потребительской корзины, т.е. научно обоснованных норм и нормативов по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и платным услугам. МПБ используется в качестве социального ориентира при установлении размеров социальных трансфертов (минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий).

На базе МПБ определяется бюджет прожиточного минимума (БПМ), который представляет собой минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Он определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения.

Экономический смысл минимальной заработной платы (МЗП) заключается в её определении как нижней границы цены рабочей силы. На её основе устанавливаются ставка 1-го разряда, надбавки к заработной плате.

На предварительных этапах прогнозирования оплаты труда проводятся прогнозные расчеты фонда оплаты труда путем укрупненных расчетов, исходя из прогнозируемого уровня средней заработной платы и прогнозируемой численности занятых по отраслям народного хозяйства. На последующих этапах прогнозирования и планирования производится детализированный расчет фонда оплаты труда на макро-, мезо- и микроуровнях. Социальные трансферты прогнозируются на основе среднего размера пенсий, стипендий, пособий в прогнозном периоде и численности контингента, получающего перечисленные выплаты. Прогноз других статей доходов производится эмпирически.

Обязательные платежи населения прогнозируются нормативным методом. По оплате услуг расходы могут рассчитываться на перспективу с применением методов экстраполяции, экспертных оценок, факторных моделей. Изменение размеров вкладов населения, приобретение ценных бумаг, валюты определяется эмпирически.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность социальной политики?

2. Что такое уровень жизни населения?

3. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?

4. Какой показатель уровня жизни населения используется в международных сравнениях?

5. Что является основой для расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)?

6. Что представляет собой минимальный потребительский бюджет и на основе чего он формируется?

7. Какова роль минимального потребительского бюджета в экономике страны?

8. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его роль?

9. Какой экономический смысл минимальной заработной платы?

10. Как прогнозируется оплата труда?

11. На основе чего прогнозируются социальные трансферты?

12. Выберите правильный ответ. Обязательные платежи населения прогнозируются: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.

13. Выберите правильный ответ. Изменение размеров вкладов населения в банках, приобретение ценных бумаг, валюты прогнозируется: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.

Задачи

1. Определите фонд оплаты труда в прогнозном периоде и его изменение. Среднемесячная заработная плата рабочих, служащих, колхозников в базисном периоде – 420 тыс. руб., численность занятых в народном хозяйстве – 4470 тыс. чел. В прогнозном периоде среднемесячная заработная плата работников увеличится на 25 %, численность занятых в народном хозяйстве снизится на 1,7 %.

2. Доля оплаты труда в ВВП в базисном периоде составила 35 %, ВВП равен 17 трлн. руб. В прогнозном периоде ВВП увеличится на31 %. Определите, какая сумма оплаты труда и каково её изменение будет в прогнозном периоде, если доля амортизации в ВВП составит 27 %, прибыли – 23 %, чистых налогов (за вычетом субсидий) – 12 %.

3. На основе данных таблицы 8.1 составьте прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения и определите сумму средств, направляемых на покупку товаров.

Таблица 8.1

Показатели Сумма, трлн. руб.
Оплата труда всех категорий работников 8,1
Поступления от продажи продуктов подсобного сельского хозяйства 0,2
Социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия) 2,6
Доходы от собственности 0,3
Доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 3,0
Оплата услуг 1,4
Обязательные платежи и добровольные взносы 1,40
Покупка ценных бумаг, валюты и другие взносы 0,9

4. *Определите реальные денежные доходы на душу населения и темпы их изменения в прогнозном периоде на основе данных, представленных в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Показатели Базисный период Прогнозный период
Денежные доходы населения, трлн. руб. 11,2  
Обязательные платежи и добровольные взносы, трлн. руб.   1,05   1,4
Индекс потребительских цен, %
Численность населения, млн.чел.  
Темпы роста денежных доходов населения, %  
Изменение численности населения, %   -1

5. *Минимальный потребительский бюджет в базисном периоде составил 271 тыс. руб., минимальная заработная плата – 159 тыс. руб., бюджет прожиточного минимума – 161 тыс. руб. Как изменится БПМ, чему будет равен МЗП, если к концу прогнозного периода МПБ увеличится на 19 %?

Темы рефератов

1. Молодежная политика Республики Беларусь.

2. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройка системы здравоохранения.

3. Направления реформирования системы образования Беларуси.

4. Анализ системы социальных нормативов.

5. Сравнительный анализ динамики структуры доходов и расходов городского и сельского населения Республики Беларусь.

Методические указания

При решении задачи 1 следует использовать укрупненный метод планирования фонда оплаты труда.

Решение задачи 2 требует знания содержания ВВП как валовой добавленной стоимости.

Задача 3 предполагает знание статей денежных доходов и расходов населения. Сумма средств для покупки товаров – разница доходной и расходной части баланса.

При решении задачи 4 необходимо знать методику определения реальных доходов населения. Объясните, что будет происходить с реальными доходами населения при росте потребительских цен.

Для принятия решений в задаче 5 целесообразно основываться на соотношениях МЗП и БПМ к МПБ, а также основных направлениях социальной политики страны на перспективу.

Наши рекомендации