Определение цены и объема производства фирмой-монополистом

Если кривая спроса имеет вид прямой линии, то кривая предельного дохода делит расстояние от 0 до точки пересечения кривой спроса с осью х пополам, т. е. ОМ = MN.

Определение цены и объема производства фирмой-монополистом - student2.ru

Если нанести на данный рисунок кривую предложения (МС=S) и средние общие издержки (АТС), то оптимальный объем производства находится на пересечении кривых МС и MR (т. С). (при MC = MR оптимальный объем выпуска). Для того, чтобы определить цену, по которой монополист будет продавать свою продукцию, необходимо из т. С поднять перпендикуляр на кривую спроса до т. А. Проекция А на ось у дает монопольную цену (Рмон).

Если Pмакс окажется выше средних общих издержек (АТС), то фирма получит наибольшую совокупную прибыль.

Поскольку спрос на продукцию фирмы-монополиста не является эластичным, постольку предельный доход всегда будет меньше цены. Следовательно, объем производства у фирмы будет всегда ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (QE), а цены выше (РМ > РЕ).

Выручка

TR = PмаксQопт

Издержки

TC = PATCQопт

Насколько меньше продукции выпускает монополист по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции: выпуск в условиях совершенной конкуренции задается пересечением кривой спроса D и кривой предельных издержек (MC).

ПРИМЕР

На рынке два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1,2,3, а спрос второго покупателя соответственно 0,1 и 1. Постоянные издержки монополии равны 0, а предельные издержки неизменно равны 9. Определите равновесные цены и максимальную прибыль при ценовой дискриминации.

Определение цены и объема производства фирмой-монополистом - student2.ru

Экономические последствия. Социальная цена монополии.

Экономические последствия и социальная цена монополии:

График

1 ситуация:

конкурирующая отрасль: (_1000 независимых фирм): Отраслевой спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, а отраслевое предложение есть сумма предложений каждой фирмы. Конкурентное равновесие. У условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на уровне ATC min.

2 ситуация:

отрасль становится чистой монополией.

1000 независимых фирм- -1000 филиалов одной фирмы, крива отраслевого предложения – кривая предложения монополиста , кривая рыночного спроса – кривая спроса на продукт монополиста ;т.к кривая DD- нисходящая MR<DD.

Выводы:

1)Монопольная цена выше цены, которая сложилась бы при совершенной конкуренции, т.о монополист облагает потребителей собственным частным налогом, перераспределяя доход от потребителей к монополии и получая таким образом экономическую прибыль. Следствие: усиление дифференциации в распределении доходов.

2)Выпуск продукции монополиста меньше чем при конкурентном равновесии.

2.1)Монополист делает потребителей беднее на общий объем продаж

2.2)Сокращение объема производства означает недоиспользованные ресурсы, что означает закрытие филиалов, распродажу имущества. Встает вопрос о том, как распределять неиспользованные резервы

3)Монополист получает экономическую прибыль, не доводя объем производства до уровня, при котором достигается ATCmin, что означает потерю производственной эффективности в отличие от рынка совершенной конкуренции, где каждая фирма работает при оптимальной норме выработки. Издержки и цена на минимальном уровне. Все фирмы получают только нормальную прибыль.

Наши рекомендации