Основные черты централизованной системы.

- господство государственной собственности;- диктатура государственного плана;- административные методы управления;- финансовая диктатура.

Плюсы:

- стабильная экономика;- меньшее неравенство в обществе;- нет проблем с трудоустройством;- более стабильные цены.

Минусы:

- нет стимула к труду;- всеобщие дефициты и неэффективность экономики;- диктат производителей над потребителями;- безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.

3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.

Характерные черты:

- частная собственность на ресурсы и средства производства;- саморегулирование экономики рыночными факторами;- свобода выбора экономических партнёров;- минимум вмешательства государства в экономику.

Плюсы:

- стимулирует выгодную предприимчивость у работников;- отвергает неэффективное производство;- не требует большого аппарата управления;- даёт больше прав и возможностей потребителям.

Минусы:

- усиливает неравенство в обществе;- нестабильность в экономике;- инфляция;- безработица;- отсутствие государственного регулирования.

4) Смешанная, которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.

Втоварном хозяйстве производимые продук­ты — товары — предназначены для потребления другими лицами, к которым они поступают через обмен, куплю-продажу. Таким образом,рынок связывает товаропроизводи­телей, а его основой служит товарное производство.

Деньги. Этапы развития и сущность современных денег. Функции денег.

Деньги и их функции.

Этапы развития денег.

Натуральный обмен. 2. Товарные деньги.

Выделение товара-эквивалента (всеобщего эквивалента). Например, шкуры зверей и т.п.

Бумажные деньги. 4. Банковские деньги.

Чеки, кредитные карты.

Чек –документ, удостоверяющий наличие текущего счета, средство передачи собственности на этот вклад.

Кредитные карты -тоже самое, но более автоматизировано.

Основные черты централизованной системы. - student2.ru  

В экономической наукеликвидность характеризует спо­собность какого-либо финансового актива обращаться в на­личные деньги.

Абсолютной ликвидностью обладают выпус­каемые государством наличные деньги. Чеки, векселя и различные ценные бумаги считаются менее ликвидными средствами. Товары обладают еще меньшей ликвидностью.

Функции денег:

1. Средство обмена. 2. Мера стоимости. 3. Запас ценности. 4. Масштаб отсроченных платежей.

Способность национальной валюты свободно обмени­ваться на иностранные валюты во всех видах денежных операций по действующему валютному курсу называется конвертируемостью (conversion — превращение, обратимость). Различают внутреннюю, внешнюю и полную конвертируе­мость валюты. Внутренняя конвертируемость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без каких-либо ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с партнерами за границей. При внешней конвертируемости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юри­дических лиц. Все расчеты в стране с зарубежными партне­рами ведутся в национальной валюте. Полная конвертируе­мость включает внутреннюю и внешнюю.

Количественная теория денег. Определение денежной массы.

Различают:

- деньги в узком смысле - деньги в широком смысле.

Деньги в узком смысле (М1).

1. Наличные (бумажные и металлические деньги).

2. Чековые вклады (вклады до востребования).

Деньги в широком смысле (М2).

ПОМИМО М1 включают:

1. Общую сумму срочных вкладов. 2. Бесчековые сберегательные счета. 3. Ценные бумаги (гос.), находящиеся на руках отдельных лиц и частных фирм, исключая банки и другие финансово0крединтые учреждения.

Почти деньги –это определенные высоколиквидные финансовые активы, которые легко, с небольшими потерями, могут переводится в наличные.

Рынок. Понятие и структура.

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков:

1. По объектам купли-продажи различают:

- рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения);

- рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.);

- рынок труда или рабочей силы;

- валютный рынок.

2. По субъектам купли-продажи:

- рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.);

- рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его качеству, технико-экономическим характеристикам).

3. По типу конкуренции:

а) рынок совершенной конкуренции – множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли–продажи не может воздействовать на рыночную цену;

б) рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли–продажи обладают той или иной степенью монопольной власти.

По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают:

- рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре);

- олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов);

- рынок чистой монополии (один продавец – вся отрасль).

По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют:

- олигопсонию (несколько покупателей);

- монопсонию (один покупатель).

4. По территориальному признаку:

- внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально - административного деления);

- внешние (международные) рынки.

5. По степени свободы или регулируемого управления:

- свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов);

- регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации).

Анализ спроса.

Различают спрос индивидуальный (спрос отдельного покупателя на товар или услугу) и рыночный (общий объем спроса на рынке той или иной страны).

В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.

Изменение объема спроса следует отличать от изменения самого спроса. Изменение спроса – сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса помимо цены товара. К числу наиболее распространенных этих факторов относятся: доходы потребителей, цены на сопряженные товары, число покупателей на рынке, потребительские вкусы и ожидания. Повышение спроса вызывает сдвиг кривой вправо, а сокращение спроса – сдвиг кривой влево, что отражает, соответственно, увеличение или уменьшение объема спроса при всех возможных ценах.

Основные черты централизованной системы. - student2.ru

закон спроса:

Снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему возрастанию величины спроса (количества). Напротив, повышение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (количества).

Такой характер зависимости объясняется следующими обстоятельствами:

Эффект дохода

В условиях повышения цены потребитель фактически становится беднее, снижается покупательная способность его дохода. Он располагает меньшим реальным доходом, чем до повышения цен (номинальный доход – полученные деньги, реальный доход – то, что можно на них купить). Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше, или вообще будет потерян для потребителей данного товара. Напротив, снижение цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Каждое снижение цен может побудить каждого потребителя данного товара к новым покупкам + приносит новых потребителей. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке:

Спрос формируется как сумма индивидуальных спросов, следовательно, снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся расширением спроса других лиц, доход которых позволил им включиться в потребление данного товара сравнительно позже. Следовательно, сумма покупок на рынке будет возрастать.

Эффект замещения

При повышении цены данного товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного взаимозаменяемого товара (пр. чай <=> кофе). Снижение цены дает противоположный результат.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание приобретать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

Наши рекомендации