Методология экономической науки.
Экономическая наука. Содержание и назначение
Экономическая теория призвана вырабатывать идейно-теоретические принципы экономической политики, объяснять перспективы развития экономики, содействовать взаимопониманию экономических и других общественно-гуманитарных наук. Под влиянием развития общества и экономики вырабатывались представления о предмете экономической теории. Первоначальный этап связан со школой меркантилизма, которая трактовала экономическую теорию как науку о богатстве, образующемся в результате внешней торговли. Предметом экономической теории меркантилисты рассматривали сферу обращения, а основными методами считали способы непосредственного обобщения эмпирических материалов. В 1615 г. А.Д’Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии», дав название теоретической науке об экономике вплоть до начала 20 века. Следующий этап связан с существовавшей во Франции во второй половине 18 века школой физиократии. Представители этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго перенесли предмет исследования из области обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Затем английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо (английская классическая политэкономия) расширили предмет политической экономии на все отрасли общественного производства. Предметом политической экономии стало исследование общественно-производственных взаимоотношений между людьми. Господствующими методами классиков становятся построение дедуктивных формально-логических схем капиталистической экономики, опирающихся на естественные и рациональные законы человеческого развития.
Современный этап развития экономической теории начался в конце 19-начале 20 века и продолжается до сих пор. Родоначальником этого этапа считается английский экономист А. Маршалл, который предложил термин «экономикс»,наиболее адекватно отражающий суть экономической теории как науки об использовании ограниченных ресурсов.
В современной рыночной экономике мира доминирует т.н. неоклассическая экономическая теория, опирающаяся на ценности свободного рынка и честной конкуренции, капиталистической организации хозяйства, ограниченной роли государства в экономике. Неоклассическая методология следующим образом формулирует предмет экономической теории: исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Более конкретно задача экономической теории формулируется с помощью вопросов что, как и для кого производить. Теория исходит из того, что фундаментальным свойством экономических благ является их редкость, поэтому наука призвана решить проблему выбора наиболее эффективного из множества альтернативных вариантов использования редких ресурсов.
Отдача от факторов производства. Закон возрастающих затрат. Закон убывающей доходности.
Чтобы решить вопрос о производстве ещё одной дополнительной единице товара, надо сопоставить прирост доходов от её производства с увеличением издержек производства этой последней единицы.
Такой подход экономисты называют принципом выбора на основе предельных характеристик.
Закон возрастающих затрат (закон возрастающих вмененных издержек).
Кривая производственных возможностей имеет вид выпуклой вверх кривой, что означает важные экономические принципы.
Экономические системы. Товар и товарное производство.
1) Традиционная, присутствует в странах с натуральным хозяйством и распределением дохода не в соответствии с трудом, а по национальным традициям или обычаям.
2) Централизованная (административно - командная), суть которой в государственном монополизме.
Деньги. Этапы развития и сущность современных денег. Функции денег.
Деньги и их функции.
Этапы развития денег.
Натуральный обмен. 2. Товарные деньги.
Выделение товара-эквивалента (всеобщего эквивалента). Например, шкуры зверей и т.п.
Рынок. Понятие и структура.
Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков:
1. По объектам купли-продажи различают:
- рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения);
- рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.);
- рынок труда или рабочей силы;
- валютный рынок.
2. По субъектам купли-продажи:
- рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.);
- рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его качеству, технико-экономическим характеристикам).
3. По типу конкуренции:
а) рынок совершенной конкуренции – множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли–продажи не может воздействовать на рыночную цену;
б) рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли–продажи обладают той или иной степенью монопольной власти.
По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают:
- рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре);
- олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов);
- рынок чистой монополии (один продавец – вся отрасль).
По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют:
- олигопсонию (несколько покупателей);
- монопсонию (один покупатель).
4. По территориальному признаку:
- внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально - административного деления);
- внешние (международные) рынки.
5. По степени свободы или регулируемого управления:
- свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов);
- регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации).
Анализ спроса.
Различают спрос индивидуальный (спрос отдельного покупателя на товар или услугу) и рыночный (общий объем спроса на рынке той или иной страны).
В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.
Изменение объема спроса следует отличать от изменения самого спроса. Изменение спроса – сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса помимо цены товара. К числу наиболее распространенных этих факторов относятся: доходы потребителей, цены на сопряженные товары, число покупателей на рынке, потребительские вкусы и ожидания. Повышение спроса вызывает сдвиг кривой вправо, а сокращение спроса – сдвиг кривой влево, что отражает, соответственно, увеличение или уменьшение объема спроса при всех возможных ценах.
закон спроса:
Снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему возрастанию величины спроса (количества). Напротив, повышение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (количества).
Такой характер зависимости объясняется следующими обстоятельствами:
Эффект дохода
В условиях повышения цены потребитель фактически становится беднее, снижается покупательная способность его дохода. Он располагает меньшим реальным доходом, чем до повышения цен (номинальный доход – полученные деньги, реальный доход – то, что можно на них купить). Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше, или вообще будет потерян для потребителей данного товара. Напротив, снижение цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Каждое снижение цен может побудить каждого потребителя данного товара к новым покупкам + приносит новых потребителей. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке:
Спрос формируется как сумма индивидуальных спросов, следовательно, снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся расширением спроса других лиц, доход которых позволил им включиться в потребление данного товара сравнительно позже. Следовательно, сумма покупок на рынке будет возрастать.
Эффект замещения
При повышении цены данного товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного взаимозаменяемого товара (пр. чай <=> кофе). Снижение цены дает противоположный результат.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание приобретать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.
Анализ предложения.
Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, объем предложения увеличивается месте с ценой товара. Эта прямая зависимость графически выражается восходящей кривой предложения. Изменение объема предложения демонстрируется движением по данной кривой предложения.
Изменение предложения – сдвиг кривой предложения в ответ на изменение любого из факторов, влияющих на объем предложения, кроме цены данного товара. Важнейшими среди них являются: издержки производства, которые определяются технологией и ценами на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке. Повышение предложения вызывает смещение кривой вправо, а сокращение предложения – сдвиг влево, что отражает, соответственно, увеличение и уменьшение объема предложения при всех возможных ценах.
Границы вмешательства в рыночную экономику. Требования к формам и методам государственного регулирования экономики.
Минимальной границей вмешательства государства в реальный рынок является организация денежного обращения, предоставление общественных товаров, устранение последствий внешних эффектов. Максимальная граница вмешательства государства в реальный рынок включает перераспределение доходов, обеспечение занятости трудоспособного населения, борьбу с монополизмом и инфляцией, поддержку развития фундаментальных научных исследований, решение региональных проблем, возникающих из-за нерыночных факторов, реализацию национальных интересов в мировой экономике. Деятельность государства не должна переходить очерченных максимальных границ вмешательства, разрушать рыночный механизм.
Требования, предъявляемые к методам регулирования: исключаются действия, разрывающие рыночные связи (тотальное планирование, натуральное распределение, всеобщий контроль над ценами); экономические регуляторы не должны заменять рыночные стимулы; осуществляется контроль за применением экономических регуляторов, долгосрочными последствиями решений; учитывается национальная специфика.
Изокванты
Для упрощения анализа используем две группы факторов производства. Двухфакторная производственная функция
,
где - капитал, - труд, дает возможность учесть все важные аспекты производства и одновременно дать графический анализ производства. Двухфакторная производственная функция описывается производственной сеткой. Сетка дает возможность определить различные комбинации факторов производства для выпуска определенного объема продукции.
Свойства изоквант.
Аналогичны свойствам кривых безразличия.
1. Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска.
2. Изокванты, принадлежащие одной карте, не пересекаются.
3. Изокванты нисходящие. Уменьшение использования одного фактора (машинное время) требует увеличения другого фактора (рабочего времени).
4. Изокванты выпуклы по отношению к началу координат. Наклон в любой точке определяет норма технологического замещения :
.
показывает то количество часов работы машины, которое может заместить единица труда при данном объеме выпуска.
уменьшается по мере движения вниз по кривой. Причина – взимодополняемость факторов производства. Каждый фактор может делать то, что не может или делает хуже другой. Они не являются абсолютно взаимозаменяемыми. Следовательно, для замещения каждого дополнительного часа работы машины требуется все большее количество часов труда. То же самое, что сказать: каждый дополнительный час труда может заменить все меньше часов работы машины.
Взаимосвязи кривых
1. Пока предельный продукт положителен, валовый продукт возрастает.
2. До точки увеличивается с возрастающей скоростью (кривая выгнута кверху, т.к. предельный продукт увеличивается, т.е. каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все больше дополнительного продукта). Объем производства растет быстрее, чем затраты переменного фактора.
3. До точки выловый продукт продолжает возрастать с замедляющейся скоростью, т.к. предельный продукт сокращается, т.к. прирост выпуска от каждой дополнительной единицы переменного фактора все меньше.
4. После точки темп замедления увеличивается, т.к. предельный продукт равен среднему и далее меньше среднего: дополнительная единица переменного фактора приносит все меньше дополнительной продукции, чем каждая единица ранее введенного переменного фактора, следовательно, снижается и средний и валовый продукт.
Такая динамика объясняется действием закона убывающей отдачи.
Добавление единиц переменного фактора производства к фиксированной величине постоянных факторов с определенного момента приведет к снижению предельного продукта переменного фактора производства. Т.е. каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлять к валовому продукту меньше, чем его предыдущая единица. Причина – перенасыщение фиксированного фактора переменным.
5. В точке выловый продукт достигает максимума, т.к. предельный продукт перестает быть положительным.
6. Кривые среднего и предельного продукта тесно взаимоствязаны:
§ Когда предельный продукт больше среднего, средний продукт увеличивается.
§ Когда предельный продукт меньше среднего, средний продукт снижается.
§ Когда предельный продукт равен среднему, средний продукт достигает максимума.
Следовательно, увеличение объема выпуска продукции ограничено, если изменяется только один фактор, точнее, если существуют фиксированные факторы производства.
Существует предел увеличения объема выпуска продукции без изменения производственных мощностей.
Изокосты
Цена труда - стоимость 1ч. труда. Цена капитала - стоимость 1ч. работы машины.
Валовые издержки использования какого-то количества обоих факторов производства составят:
, - количества используемых факторов производства.
Получили линии, которые называются изокостами.
Изокоста – линия, отражающая сочетание затрат двух факторов производства, при которых издержки производства равны.
Ряд изокост, каждая из которых отвечает различному уровню общих издержек, составляет семейство изокост.
Наклон любой из семейства изокост отражает отношение
.
В нашем примере
Данный коэффициент аналогичен угловому коэффициенту бюджетной линии.
Экономический смысл – сокращение одного часа работы машины сбережет 20 денежных единиц, которые могут быть использованы для оплаты еще двух часов труда.
При какой комбинации факторов производства будет достигаться производственный оптимум, т.е. минимум издержек каждого объема выпуска продукции?
Для анализа совмещаем карту изоквант и семейчтво изокост.
Г.7-4 Производственный оптимум
Анализ аналогичен анализу потребительского равновесия.
Условие для определения минимальных издержек производства данного объема продукции – равенство наклона изокванты наклону изокосты. Наклон изокванты определяет :
,
наклон изокосты - , следовательно
.
На практике – два пути определения производственного оптимума.
1. Подобрать соответствующую изокосту под данный объем выпуска, т.е. под изокванту.
2. Подобрать изокванту под соответствующий уровень совокупных издержек, т.е. под изокосту.
Соединив точки производственного оптимума, получим кривую, которая называется траекторией роста фирмы (ТРФ). ТРФ – это путь, который проходит рациональная фирма в определении комбинаций факторов производства, при которых каждый объем выпуска осуществляется с минимальными издержками. Взяв попарно точки минимума издержек и соответствующие объемы выпуска продукции, получим функцию издержек. Графически – кривую общих издержек фирмы в долговременном периоде.
Предельные издержки
Предельные издержки – дополнительные издержки на каждую дополнительную единицу продукции:
,
изменение издержек при изменении количества производства. Увеличение выпуска связано только с изменением переменных издержек.
Форма кривой – следствие закона убывающей отдачи. Растущая отдача переменных ресурсов – падение , убывающая отдача переменных ресурсов – рост .
Максимизация прибыли.
Любое производство за пределами Qk1 и Qk2 – убыточно: TC > TR. Внутри интервала – экономическая прибыль.
Максимум прибыли достигается в точке Qm – там максимально расстояние между кривыми TC и TR, следовательно максимальна и их разность.
Любой объем выпуска Q<Qk1 следует увеличивать, Q>Qk2 – уменьшать.
Конкретизируем условия равновесия.
; .
В точке А (точка на графике не обозначена – она соответствует Объему выпуска Qm) наклоны кривых совпадают: прибыль максимальна тогда, когда фирма доведет объем выпуска, при котором MR = MC – равновесия или правило макисмизации прибыли.Действует во всех рыночных структурах.
Минимизация убытков.
Рынок установил более низкую цену, при которой все уровни производства убыточны:
.
Что произойдет? Закроется ли фирма?
1) Фирма не закроется, если , т.ч. . Такие Q лежат в интервале . В этом случае фирма покрывает не только все переменные издержки, но и часть постоянных. Естественно она выберет некий объем выпуска , при котором расстояние между кривой TVC и TR максимально (графически это определяется путем проведения лини TR’, касательно к TVC – точка касания и соответствует искомому объему выпуска ). Длина отрезка - величина покрываемых постоянных издержек. При этом фирма несет убытки в размере длины отрезка , но это лучше чем она бы закрылась и несла убытки в размере длины отрезка .
2) Закрытие фирмы.
График 8.3(б). Минимизация убытков.
Рынок установил еще более низкую цену, т.ч.:
(см. график 8.3(б))
Фирма будет нести издержки при любых объемах выпуска Q сверх постоянных, т.к. не покрывает всех своих переменных издержек.
- величина издержек, которые несет фирма сверх постоянных (часть от переменных).
В данном случае фирма будет минимизировать свои убытки закрывшись: тогда она будет нести убытки лишь в размере своих постоянных издержек.
Максимизация прибыли.
Для анализа строим ATC & AVC. Рынок установил достаточно высокую цену: .
OP1AQ1 – валовый доход. OLKQ1 – валовые издержки.
Валовый доход больше валовых издержек, следовательно фирма получает экономическую прибыль в размере площади: LP1AK.
Рынок установил более низкую цену . В соответствии с правилом максимизации прибыли фирма доведет объем выпуска до Q2. Валовый доход фирмы P2Q2 = площади фигуры OP3BQ2 = валовые издержки.
В данном случае фирма покрывает все свои издержки и несет прибыль в размере нормальной прибыли, экономической прибыли здесь нет.
P2 – стратегическая цена с точки зрения максимизации прибыли.
Минимизация убытков.
Рынок установил еще более низкую цену .
По правилу максимизации прибыли фирма доведет свой объем выпуска да уровня Q3 (см. график).
Валовый доход: P3Q3 = S[OP3CQ3]. Валовые издержки: S[ONMQ3].
Q3M > Q3C => фирма несет убытки в размере S[P3NMC] – это предпочтительнее, чем если бы она закрылась и понесла бы все свои постоянные издержки в размере S[WNMC].
Рынок установил еще более низкую цену P4 = AVCmin. В соответствии с правилом максимизации прибыли фирма доведет свой объем выпуска до Q4. В данной ситуции:
Валовый доход: S[OP4AQ4].
Валовые издержки: S[ONMQ4].
Фирма покрывает только свои переменные издержки и несет убытки в размере всех своих постоянных издержек: S[P4NMA].
Точка А называется точкой бегства фирмы.
Фирме все равно зарыться или производить данный объем Q4.
Закрытие фирмы.
Рынок установил еще более низкую цену P5 < AVCmin.
Помимо своих постоянных издержек фирма не может покрыть и часть переменных.
Валовый доход: P5Q5 = S[OP5AQ5].
Валовые издержки: S[OLCQ5].
Фирма будет минимизировать убытки закрывшись, так как тогда она будет нести убытки не в размере S[P5LCA], а только в размере своих постоянных издержек: S[KLCB].
Вывод:
Фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, доведя свой объем выпуска до уровня, при котором MR = MC, при условии, что .
График.
Излишек потребителя – разница между ценами по которой готовы покупать и цен по которой купили.
Излишек производителя – разница между рыночной ценой и теми ценами, по которой производители готовы предложить свой товар.
Их сумма – общественная выгода. У общества безвозвратные потери (треугольник АВС)
Простое, понятное объяснение.
Ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) - потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист А. Харбергер в 1954 г.
Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос: улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом?
Ответ на этот вопрос возможен лишь путем сопоставления излишка потребителей и производителей при свободной конкуренции и при монополизированном рынке. Обратимся к рис. 27.2. На рис. 27.2 изображены кривые среднего и предельного доходов и кривые предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем выпуска обозначены как Рм и QM.
Рис. 27.2. Чистые убытки от монопольной власти
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Цена Рс и объем продукта Qc находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек. Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объема QC переместимся к монопольным цене Рм и объему продукта QM.
В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объема выпуска (Qc - QM) по цене Рс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.
Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др.
Итак, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.
Сговор.
Сговор обусловлен заинтересованностью фирм в максимизации совокупной прибыли в отрасли, как если бы они были одной фирмой-монополистом.
Различают явный и тайный сговор.
Явный сговор – фактическое соглашение фирмы о цене и количестве продаж (картели).
В ряде стран картели нелегальны (США). В Европе более мягкое отношение. В Японии – нет запрета.
Тайный (молчаливый) сговор – лидерство в цене отводится одной фирме, а остальные следуют за ней.
В отраслях, имеющих лидера, цены имеют тенденцию сохраняться на постоянном уровне в течение относительно длительных периодов.
Соперничество.
Соперничество обусловлено желанием каждого продавца максимизировать свою прибыль.
Сговариваясь, олигополисты устанавливают цену, превышающую предельные издержки. Действуя в собственных интересах фирма могла бы увеличить прибыль путем снижения цены. Основная проблема – оценка реакции других фирм. Если все фирмы начнут снижать цену, то возникнет ценовая война. Она ведется пока цена не упадет до min ATC. Соответственно когда все назначают одну цену: P=MC=ATCmin. Следовательно, общий объем рыночного предложения такой, какой был бы при совершенной конкуренции.
41.
Потребители и общество в целом выигрывают от ценовой войны. Но они недолговечны и фирмы вновь вступают в сговор. Разновидность ценовой войны – результат не соперничества, а сговора.
Такая практика называется хищническим ценообразованием и преследуется антимонопольной политикой всех стран.
Индекс Пааше
Индекс Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода:
.
Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
кейнсианский (горизонтальный) отрезок,
классический (вертикальный) отрезок,
промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис.3).
Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен.
Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг.
Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.
Кроме изменений в реальном объеме национального производства, есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Неценовые факторы совокупного предложения
Изменения цен на внутренние и внешние ресурсы.
Изменения в производительности.
Изменения правовых норм:
а) налоги с предприятий и субсидии,
б) государственное регулирование.
Увеличение совокупного предложения показано как смещение кривой AS от AS1 к АS2 вправо; сокращение совокупного предложения — как смещение от AS1 к AS3 влево.
Эффект храповика
Анализ последствий уменьшения совокупного спроса показывает, что: 1) на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным; 2) на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости; 3) на промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.
Но есть один важный фактор, который вызывает серьезные сомнения в достоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса — от AD6 до AD5 на рисунке 23.6,б и от AD4 до AD3 на рисунке 23.6,в может не восстановить первоначальное равновесие за короткий период времени.
Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть эффекта храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются (см. рис. 7).
Рис 7. Эффект храповика
Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.
Классификация инфляции.
Различают виды и типы инфляции.
Основные виды инфляции.
1. С точки зрения темпа роста цен
a. Умеренная или ползучая инфляция; цены возрастают не более чем на 10% в год.
b. Галопирующая инфляция; цены возрастают в течение года до 200%.
c. Гиперинфляция; цены растут ежедневно, за год – астрономически, 1000% и более.
2. С точки зрения соотносительности или одновременности роста цен
a. Сбалансированная инфляция; цены на различные товары и услуги растут в определ