Рыночная конкуренция, рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции и его характерные черты.
Конкуренция – является механизмом, который решает многие социально-экономические проблемы общества. Это свободное соперничество между субъектами рынка за получение максимального дохода. С учётом условий и параметров таковыми являются: 1)количество фирм, поставляющих товары на рынок; 2)свобода вхождения фирм на рынок и выхода из него; 3)характер производимой этими фирмами продукции; 4)участие фирм в контроле за рыночной ценой и объёмом производства; 5)доступность информации, необходимой для принятия экономических решений и т.д. Мировая экономическая наука выделяет два типа рыночных структур: а)совершенная (чистая) конкуренция; б)несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену, объём товара и услуги. Совершенная конкуренция характеризуется тем, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каком количестве. Во-вторых, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен. В-третьих, товары и услуги одинаковы по важнейшим свойствам. В-четвёртых, фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. В-пятых, равным доступом той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объёма продаж, общий (валовой) доход фирмы будет равен произведению цены на количество проданной продукции: P ∙ Q. При этом предельный доход – прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, делённый на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции будет равен цене.
47. Чистая монополия: содержание и характерные черты, последствия. Виды монополистических объединений.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Чистая монополия отличается от совершенной конкуренции тем, что, во-первых, существует единственный продавец (монополист); во-вторых, реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или же отказаться от покупки данного товара); в-третьих, осуществляется полный контроль монополиста над ценой товара и объёмом продаж; в-четвёртых, для потенциальных конкурентов устанавливаются труднопреодолимые барьеры. Виды монополистических объединений: 1)картель – нескольких предприятий одной отрасли, в котором его участники сохраняют производственную, юридическую и коммерческую самостоятельность; 2)синдикат – объединение предприятий, в котором предприятия теряют коммерческую самостоятельность, но сохраняют производственную и юридическую; 3)трест – объединение предприятий, в котором предприятие теряет все виды самостоятельности и становится структурным звеном монополии; 4)концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками. Экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам. 1)монополизация оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведёт к стагнации и т.д. 2)объём производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена выше, чем в условиях совершенной конкуренции. 3)являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек, у него понижаются стимулы использовать наиболее прогрессивную технологию. 4)барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность, т.к. мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированный рынок.