Рынок: сущность, структура, функции

Рынок-место встречи продавца и покупателя, обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность товарно-денежных отношений.

Рыночная экономика-такая система хозяйствования, при которой все решения принимаются каждым экономич. Агентом самостоятельно на основе использования законов товарно-денежного производства и рынка.

Необходимые условия:

Независимость эконом. субъектов, наличие конкуренции, достоверность информации, право субъекта самому определять цены на товары.

ЭЛЕМЕНТЫ РЫНКА: цена, конкуренция, спрос, предложение

ФУНКЦИИ: целесообразующая(взаимодействие продавца и покупателя=цена), регулирующая, информационная, посредническая, санирующая(очистка экономики от неэффективно функционирующих экономич. агентов)

СПРОС, ЗАКОН СПРОСА. ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Спрос-количество товаров и услуг, которые покупатель способен приобрести.

Величина спроса зависит от сложившегося уровня цен, на величину спроса влияют и др. факторы: изменение зараб. Платы, инфляция.

Закон спроса: Чем выше цена, тем ниже величина спроса; чем ниже цена, тем выше спрос

Действие закона спроса ограничено:1)при ажиотажном спросе,2)для редких дорогих товаров, покупка которых является средством накопления,3) при переключении спроса на более качественные товары(комп-печатная машинка)

Факторы, влияющие на изменение спроса: мода, изменение дохода, изменение структуры населения, цен на товарозаменители, кредит.

Эластичность спроса-показывает, как реагируют люди на изменение цен, т.е. увеличивают или уменьшают покупки.Если изменение цены не влияет на объем покупок, то спрос неэластичен(соль, хлеб)Спрос эластичен, когда величина спроса изменяется на больший % чем цена. Коэффициент эластичности спроса=изменение покупок,%/ изм-е цены%

ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Предложение-то количество товара, которое товаропроизводители могут предложить в определенный промежуток времени по определенной цене.

Закон предложения: если цена растет, то растет и предложение, если цена падает, то падает и предложение.

Факторы: технология производства:если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше товаров; цена на ресурсы:снижение цен ведет к расширению количества предложенного товара; количество товаропроизводителей:чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара; налоги и субсидии:рост налогов снижает предложение, а субсидий-увеличивает; изменение цен на конкурирующие или дополняющие товары; рост инфляции делает невозможным инвестирование в реальный сектор экономики; нестабильность в политике и экономике подавляет рост предложения

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Однако в реальной экономич. действительности под воздействием разл. Факторов постоянно происходят колебания в спросе, предложении и цене.

24. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ, ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Преимущества рыночного механизма: эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;- возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках); - гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия в режиме саморегулирования; оптимальное использование достижений НТР; - регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов; способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не имеет эффективного экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты); не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона); не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных; не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;- не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица).Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага:

- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и

- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.

Потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой.

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Наши рекомендации