Функции государственных органов Республики Беларусь в системе обеспечения безопасности.
Социально-экономическая безопасность – это такое состояние народного хозяйства, когда существуют возможности для реализации наиболее значительных национально-государственных социально-экономических интересов на общественно приемлемом уровне.
Национально-государственные интересы включают целый ряд компонентов, в том числе и поддержание конкурентоспособности национального производства (рис. 1).
| |||
| |||
Рисунок 1 – Основные компоненты социально-экономических национально- государственных интересов[4].
В Методических рекомендациях НИЭИ Минэкономики по разработке программы повышения конкурентоспособности белорусской экономики (февраль 2003 г.), под страновой конкурентоспособностью понимается состояние, по существу соответствующее социально-экономической безопасности, а именно, способность страны обеспечить стабильно высокий относительно других стран уровень конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения.
Национально-государственные интересы могут рассматриваться в краткосрочном и долгосрочном аспектах (рисунок 2)
Краткосрочные Долгосрочные
Реализация целей сохранения Обеспечение условий
существующего социально-экономического стабильного
равновесия, включающего: функционирования
- социальные трансферты; на перспективу:
- кредитные эмиссии; - стимулирование инвестиций;
- увеличение монетарной базы. - повышение эффективности
производства
Рисунок 2 – Национально-государственные интересы в кратко и долгосрочной перспективе
Обеспечение социально-экономической безопасности предполагает противодействие угрозам и учет рисков.
Угрозы – это вероятные опасности нанесения ущерба национально-государственным интересам [5, с. 436].
Риски – это потенциальные опасности, которые могут быть вызваны теми или иными действиями (или бездействием).
Изложенные выше компоненты социально-экономических национально-государственных интересов, которые находятся под действием определенных угроз, диктуют необходимость обеспечения безопасности страны в сфере обеспечения ТЭР (топливно-энергетическими ресурсами) и другими видами материальных ресурсов, в сфере поддержания конкурентоспособности экономики в целом, в сфере организации рынка труда, поддержания жизненного стандарта, обеспечения стабильности денежной единицы и экологии.
Рассмотрим основные виды угроз национально-государственным интересам и меры по ослаблению их влияния.
Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой общей социально-экономической безопасности Беларуси, что обусловлено объективными условиями (практическое отсутствие доступных ископаемыми энергоносителей), а также и рядом субъективных факторов (преобладание расточительных схем прямого и косвенного энергопотребления на производстве и в быту, высокий уровень физического износа энергогенерирующего оборудования и т. д.) (табл. 3).
Таблица 3 – Угрозы энергетической безопасности Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Устойчивое обеспечение народного хозяйства ТЭР | Политические шаги по укреплению взаимовыгодного сотрудничества с РФ и другими странами экспортерами ТЭР |
Меры по экономии энергии путем: - оснащение всех потребителей приборами учета потребления ресурсов; - введение строгого нормирования потребления электрической и тепловой энергии, газа, воды; - оптимизация структуры производства; - мобилизация дешевых источников энергии и местных ТЭР | |
Расширение НИОКР по изысканию и внедрению альтернативных источников энергии | |
Оптимизация структуры производства с целью минимизации потребления ТЭР |
Источник: [6]
В обозримом будущем существенной альтернативы традиционным источникам энергии не предвидится, а потребность в энергии будет нарастать. Решение проблемы энергетической безопасности Беларуси лежит в плоскости крупных экономических и политических изменений.
Нужно отметить, что если для энергетической безопасности решающими являются внешние угрозы, то для демографической безопасности – внутренние (и косвенно внешние, хотя они могут быть не менее влиятельными, чем внутренние) (табл. 4).
Таблица 4 – Угрозы демографической безопасности
Интересы государства | Функции государственных органов |
Устойчивый прирост населения, полноценная семья, благоприятная половозрастная структура населения | Культивирование здорового образа жизни |
Повышение общественного статуса семьи | |
Борьба с вредными привычками на государственном уровне | |
Дозированная иммиграция |
Источник: [6]
Существуют и некоторые пороговые значения социальной безопасности, среди которых Республика Беларусь имеет относительно благополучные значения только по уровню дифференциации доходов и преступности, но в целом угроза депопуляции остается и по прогнозам до 2020 г. (табл. 5).
Таблица 5 – Интересы государства в контексте решения проблем социальной безопасности
Национальные социально-экономические интересы включают внутригосударственные и внешние. | Функции государственных органов |
Внутригосударственные социально-экономические интересы направлены на обеспечение стабильности, устойчивости и эффективности социально-экономического развития, поддержание соответствующего уровня производственного и научно-технического потенциала, роста национального богатства и повышение благосостояния населения. Внешние социально-экономические интересы, в условиях значительной зависимости экономики страны от внешних поставок, имеют первостепенное значение и направлены главным образом на то, чтобы максимизировать выгоду от международного разделения труда, повысить эффективность и международную конкурентоспособность национальной экономики | Недопущение снижения численности населения и ухудшения воспроизводства населения |
Прогнозирование простого замещения поколений | |
Недопущение (материальное и стимулирование и соц.пакеты) интенсивной депопуляции и вымирания населения | |
Борьба с физической деградацией населения и криминализацией общества (программы, указы, законодательство), с разрушениями производственной и социально-экономической сфер. | |
· повысить эффективность работы государственных органов и общественных организаций по выявлению и преодолению основных экономических, социальных, культурных и других причин и условий, порождающих антиобщественные явления;· обеспечить уменьшение материального и другого социального неравенства и социальной несправедливости, сокращение бедности и нищеты, безработицы и бездомности, бродяжничества и беспризорности, особенно среди детей, молодежи, женщин и малоимущих групп населения;· разработать и принять комплекс законов, регламентирующих концептуальные основы, структурно-организационные компоненты и основные формы функционирования целостной системы социального контроля антиобщественных явлений;· создать в структуре местных | |
Окончание таблицы 5 | |
органов государственного управления специальные криминологические формирования – отделы предупреждения антиобщественных явлений, а также специальные виктимологические службы для реабилитационной работы с жертвами антиобщественного поведения. При этом важно обеспечить не только полную компенсацию ущерба, причиненного личности антиобщественным поведением, но и восстановление окружающей среды в случаях совершения экологических правонарушений;· усовершенствовать статистическую отчетность, особенно в части регистрации антиобщественного поведения и виктимизации граждан, расширения перечня показателей, касающихся потерпевших, учета международных стандартов; · расширить нравственно-правовое, криминологическое и виктимологическое просвещение и воспитание населения, особенно молодежи и лиц из групп социального риска. Широко использовать в этих целях учреждения образования, культуры, здравоохранения, средства массовой информации, общественные организации и движения, нравственно-воспитательный потенциал семьи, религии и т.п. Осуществлять материально-техническую, финансовую, научно-образовательную и информационную поддержку со стороны государства деятельности общественных организаций и формирований, занимающихся профилактикой антиобщественных явлений, защитой прав и оказанием реабилитационной помощи жертвам антиобщественного поведения. Развивать систему криминологического, виктимологического, психолого-педагогического, социально-культурного и другого специального обучения сотрудников правоохранительных органов, учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций, которые профессионально взаимодействуют с правонарушителями, с жертвами антиобщественного поведения и лицами из групп социального риска. |
Источник: [7], [8].
Внешнеэкономическая безопасность также тесно связана и с энергетической безопасностью. В свете современных угроз, важное значение приобретает диверсификация экспорта по примеру некоторых стран Юго-Восточной Азии, а также соблюдение предельно-критических показателей экспорта (табл. 6).
Таблица 6 – Сокращение внешнеэкономических угроз для устойчивого развития Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений. | Для успешного функционирования СЭЗ в области законодательного и правового регулирования в ближайшей перспективе необходимо: -определить правовой статус администраций свободных экономических зон, упрощенный порядок включения продукции (работ, услуг) резидентов СЭЗ в государственную и региональные программы импортозамещения, а также порядок изменения и согласования нормативно-законодательных актов, действующих в СЭЗ, с общегосударственными; - разработать упрощенный порядок отчуждения производственных зданий, мощностей и объектов незавершенного строительства субъектов предпринимательской деятельности и коммунальной собственности, находящейся в границах СЭЗ, и механизм долевого участия в развитие инфраструктуры территории СЭЗ средств местного бюджета, резидентов зоны, а также средств предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. |
Для расширения участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве целесообразно создать специальные инновационные центры (технопарки, технополисы, сервисные зоны), которые будут способствовать привлечению внешних ресурсов, их эффективной интеграции с национальными предприятиями. Для этого необходимо разработать нормативно-законодательную базу, регламентирующую процесс их создания и функционирования. | |
Для обеспечения результативности приграничной свободной торговли следует разработать нормативно-правовое законодательство, регламентирующего процесс их организационных и инфраструктурных преобразований. |
Источник: [8].
Социально-экономическая безопасность зависит и от экологической безопасности, которая находится под серьезными угрозами вследствие катастрофы на ЧАЭС и влияния других факторов (табл. 7).
Таблица 7 – Угрозы экологической безопасности Республики Беларусь
Интересы государства | Функции государственных органов |
Проводимая в настоящее время экологическая политика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий. | нормативно-правовое регулирование функций по владению, использованию и распоряжению природными ресурсами; · дальнейшее совершенствование экономических инструментов природопользования; · стимулирование внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; · разработку системы экономических показателей, обеспечивающих учет природных ресурсов и оценку степени воздействия хозяйственной деятельности на их состояние; · внедрение стандартов и процедур экологической маркировки продукции; · сохранение и восстановление нарушенных экосистем, имеющих международное экологическое и рекреационное значение, большую природно-ландшафтную ценность; · реализацию комплексной программы по сбору, переработке и утилизации отходов |