Особенности труда в сельском хозяйстве

4.

Резервный капитал, формируемый в законодательном порядке.

Резервный капитал формируется предприятиями для покрытия непредвиденных расходов; он используется в случае нехватки у предприятия средств для покрытия его обязательств, для покрытия убытков.

В различных организационно-правовых формах резервный капитал подлежит обязательному формированию в законодательном порядке. Так, в АО резервный капитал должен составлять не менее 15% уставного, в других организационно-правовых формах – не менее 10%. Если резервный капитал в АО формируется в течение нескольких лет, то ежегодные отчисления на его формирование должны быть не менее 5% от получаемой прибыли. Т.о резервный капитал образуется за счет прибыли отчетного года и прибыли прошлых лет. Формирование резервного капитала в АО по периодам будет производится до накопления полной его суммы. Бывают случаи, когда предприятие уменьшает уставной капитал, в этом случае предприятие имеет возможность также уменьшить резервный капитал

Резервный капитал, формируемый в соответствии с учредительными документами.

На каждом предприятии вместе с основным капиталом создается резервный. Он делится на 2 группы резервов:1) образуемые в соответствии с законодательством РФ; 2) образуемый в соответствии с учредительными документами. В соответствии с учредительными документами на предприятии существуют правила образования резервного капитала: срок, на который он создается, на какие цели и в случае каких происшествий он будет использован. Средства резервного капитала не обязательно находятся в виде денежных средств (в денежной форме). Они находятся в обороте и должны быть в ликвидной форме. При снижении цен на реализуемую продукцию (меньше себестоимости), при задержке платежей от покупателей

Выделяют затратный и ценностный процесс ценообразования, или соответственно пассивное и активное ценообразование. Затратное ценообразование — это метод ценообразования, в основе кото­рого лежат затраты на производство и реализацию товара. Затрат­ный процесс ценообразования начинается с продукта и заканчивается покупателями, т.е. определяется продукт и технология изготовления, затраты, цена, ценность и покупатели данного товара. Данный метод предполагает пассивное ценообразование — на основе затрат или ценовых решений конкурентов. Пассивному ценообразованию соответствует два метода: затратный (наценочный) и ме­тод следования за лидером (конкурентом).

Ценностное ценообразование — это метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет дос­тижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты». Ценностный процесс ценообразования начинается с определе­ния покупателя, установления ценности, цены, затрат, затем тех­нологии и определения продукта.

Данный метод ценообразования предполагает активное цено­образование — установление цен с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и цено­вого уровня прибыльности.

задач в разных сферах деятельности: производство, управление затратами, продвижение товаров и

Когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратеги­ческие цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения опре­деленных задач в области ценообразования, разрабатывается такти-1.1 ценообразования.

Тактика ценообразования — это набор конкретных практичес­ких мер по управлению ценами на продукцию, которые использу­ются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в часы пиковой на­грузки они максимальны, а в период наименьшей загрузки — ми­нимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по ценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами.

• Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность » расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные, перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во ним мание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка.

• Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продущш Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыт приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следст* вне, — к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынки к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на мшнс мально допустимом уровне.

• Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. 'Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она отражает лидирующее положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Например, концерн «Ли Рогй» на новинки своогО производства — целлофан, нейлон, тефлон, обладающие несено* римыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавли* вает максимально возможную цену.

Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и и производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении многих лот сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высо­кую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества, как, например, японская фирма «ЗЬагр» — в производстве звуковоспроизводящей техники, немецкая фирма «Мегзедез» — в автомобилестроении, американ­ская фирма «СооЙ Уеаг» — в производстве автомобильных шин.

• «Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен. Такая цель может использоваться фирмами, выпускающими совер­шенно новые товары, ранее неизвестные на рынке (персональные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые видеокамеры и т.п.). Используя товары-новинки, отдельные покупатели получают эконо­мию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом достигается привлечение макси­мального количества покупателей в каждом сегменте рынка.

Литература:

1. Экономика с.-х. предприятия под ред. Минакова

2. Экономика с.-х. предприятия под ред. Бауэра, 1999

3. Экономика предприятия под ред. Волкова,1998

4. Экономика предприятия под ред. Сафронова

5. Экономика с.-х. предприятия Цеддиес, Райш, Угаров, 2000

6. Экономика предприятия Горфинкель, Швандар, 2001

7. Грузинов, Грибов Экономика предприятия (учебное пособие),1998

8. Сергеев И. В. Экономика предприятия, 2001

9. Организация и методика курсового и дипломного проектирования по аграрной экономике для студентов экономического факультета, 2006г. Дугин, Дугина, Мостовая

10. Гражданский кодекс РФ

11. Экономика с-х. и перерабатывающих предприятий, аграрная экономика и т.д.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Сельскохозяйственный труд имеет специфические особенности, обусловленные действи­ем технических факторов и отраслевым характером производства. Действие технических факторов проявляется через уровень механической вооруженности труда, квалификацию работников, разделение труда. Отраслевой характер производства формирует следующие специфические особенности труда:

• земля, как средство производства, обеспечивает обширность приложения труда, его пространственную разбросанность;

• эффективность использования труда зависит от природных факторов;

• труд в сельском хозяйстве носит сезонный характер;

• работа с живыми организмами требует не только физического, умственного, но и ду­ховного напряжения;

• многообразие видов работ и сжатые сроки их выполнения требуют универсальной ква­лификации работников;

• в сельском хозяйстве рабочий период не совпадает с периодом производства. Поэтому
результат труда проявляется через длительное время

Основная особенность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве заключается в сезонности труда, являющейся всего результа­нт несовпадения периода производства и рабочего периода.

Это касается главным образом растениеводства, особенно выращивания технических, овощных, плодово-ягодных культур и картофеля. Сезонность выражается в увеличении потребности в рабочей силе в период посевных работ, ухода за растениями, уборки урожая и в уменьшении такой потребности в зимний период. Н животноводстве, промышленных производствах, на автотранс­порте и в ремонтных мастерских затраты труда в течение года более или менее постоянны.

Для характеристики сезонности труда используется несколько показателей.

1. Помесячное распределение затрат труда в процентах к годовым. При равномерном использовании труда затраты в каждом месяце составляют 8,33 % (100 : 12).

2. Размах, сезонности (Рс) — отношение максимальных месяч­ных затрат труда к минимальным .

3. Коэффициент сезонности, характеризующий отношение затрат труда в месяце максимального или минимального объема работ в хозяйстве к среднемесячным затратам труда .

4. Годовой коэффициент сезонности труда (Кгс) — отношение гуммы отклонений (по абсолютной величине) фактических затрат труда по месяцам от среднемесячных к годовым затратам труда.

Сезонность труда в сельском хозяйстве полностью преодолеть невозможно, но можно свести ее к мини­муму. Пути смягчения сезон­ности:

-максимально возможная механизация наиболее трудоемких процессов и использование высокопроизводительной техники в напряженные периоды.

-сочетание в хозяйстве культур и сортов с разными сроками про ведения работ, а также отраслей, способствующих выравниваниию затрат труда. (Например, выращивание ранних, средних и поздних сортов овощных культур позволяет более равномерно использовать, рабочую силу во время посева (посадки) и уборки овощей;)

-развитие подсобных промыслов, позволяющих занять работников сельского хозяйства в зимний период;

-организация переработки и длительного храпения сельскохозяйственной продукции в местах ее производства, то есть развитие агропромышленной интеграции.

2. Эффективность использования трудовых ресурсов выражается в изменении производительности труда. Показатель производительности труда является обобщающим показателем работы хозяйствующих субъектов. В данном показателе отражаются как положительные стороны работы, так и все ее недостатки.

Производительность труда характеризует результативность, плодородность и эффективность конкретного вида труда. Произво­дительность труда означает экономию затрат живого и овеществленного (прошлого) труда. При этом доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда увеличивается, но увеличивается так, что общая масса труда, заключенного в товаре, уменьшается.

Производительность труда, характеризуя эффективность зат­рат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени или затра­тами труда на единицу продукции. Различают производительность живого труда и производительность совокупного овеществленного труда.

Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии. Рост производительности живого труда приводит к увеличению выработки отдельного работника, а, следовательно, к увеличению его заработной платы и жизненного уровня.

Производительность овеществленного труда определяется зат­ратами живого и овеществленного труда. По мере развития НТП, совершенствования производства доля затрат овеществленного тру­да увеличивается, так как растет оснащенность работника новыми средствами производства. Основная тенденция состоит в том, что абсолютная величина затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции должна сокращаться (снижается трудоемкость изготов­ления), а следовательно, увеличивается объем выпуска, это ведет к экономическому росту и повышению жизненного уровня населе­ния в целом.

Различают три метода определения производительности труда: натуральный, сто­имостный и трудовой.

Натуральный метод измерения наиболее простой и достовер­ный, когда объем продукции исчисляется в натуральном выраже­нии (тоннах, килограммах, штуках, метрах). Данный метод широ­ко используется тогда, когда производимая продукция однородна по содержанию, назначению и качеству. С помощью данного изме­рителя можно измерить производительность труда лишь в рамках отдельных видов продукции или работ. Достоинством данного ме­тода является непосредственная сравнимость показателей произво­дительности труда(если предприятие производит несколько видов од­нородной продукции, то выработка определяется в условных еди­ницах).

Стоимостный метод измерения производительности труда применяется при выпуске разнородной продукции, при измерении производительности труда в территориальном и отраслевом разре­зах. С помощью данного измерителя можно измерить любые виды продукции (работ, услуг), сопоставить.

На отдельных рабочих местах, участках, цехах при выпуске разнообразной продукции, которую нельзя измерить ни в натураль­ных, ни в стоимостных измерителях, производительность труда оп­ределяют в нормо-часах. При неизменных нормах количество зат­раченных нормо-часов точно характеризует динамику производительности труда. Это трудовой измеритель объема выпуска и уров­ня производительности труда. Показателями уровня производительности труда: выработка и трудоемкость. Выработка характеризует количество продукции и единицу рабочего времени (отношение валовой продукции в натуральном или денежном ныражении (ВП) к затратам труда (Т); отношение валовой продукции в денежной оценке к числу среднегодовых работников (Р)). Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на единицу произведенной продукции.

Применяют также косвенные показатели производительности груда, характеризующие затраты труда на выполнение определен­ного объема работ (на 1 га посевов, 1 га садов и ягодников, на 1 гол. животных по видам), нагрузку площадей посевов или плодово-ягодных насаждений на 1 работника, объем работ, выпол­ненных в единицу времени, затраты труда на выполнение отдель­ных операций (вспашка, культивация, посев и т. д.). Все эти показатели относятся к промежуточным стадиям производства сельскохозяйственной продукции, поэтому позволяют анализировать изменения в затратах в течение года, оперативно устранять выявленные недостатки и таким образом активно воздействовать ни конечные результаты труда.

Для оценки использования трудовых ресурсов в сельском хо­зяйстве можно применять и другие показатели: коэффициент использования рабочего времени дня (определя­ется как отношение средней фактической продолжительности дня к нормативной, установленной в хозяйстве), количество отработанных человеко-дней за год одним работником, степень использования трудовых ресурсов(это отношение количества фактически отработанных человеко-дней работником в течение года к возможному фонду рабочего времени). Самостоятельно рассмотреть методики расчета экономии рабочей силы за счет влияния факторов (Чуев)

Важнейшим показателем рыночной экономики является показатель предельной производительности труда.

Предельная производительность труда — это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда, при этом другие факторы остаются неиз­менными. В этих условиях начинает действовать закон убывающей производительности труда, который гласит, что, начиная с некото­рого момента, каждая добавочная единица рабочей силы приносит меньшее приращение (увеличение) общего объема выпуска продук­ции, чем предыдущая. Таким образом, предельная производитель­ность переменного фактора производства рано или поздно начинает снижаться. Следовательно, руководство хозяйствующего субъекта, исходя из необходимости оптимизации всех факторов производства, будет применять или вытеснять труд, достигая уровня предельной производительности, пытаясь выжить в условиях конкурентной борьбы.

3. Организация и нормирование труда (самостоятельно).

4. В организации оплаты труда принимают участие как государ­ство, так и стороны трудовых отношений. Государство устанавли­вает в сфере оплаты труда законы и иные нормативные правовые акты, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Работо­датели и работники устанавливают конкретные механизмы регули­рования заработной платы в локальных нормативных актах организаций путем заключения коллективных договоров и соглашений, а так же индивидуальных трудовых договоров.

Само понятие «заработная плата» (оплата труда) может иметь различные значения:

-выраженная в денежной форме часть общественного продукта, которая возмещает затраты необходимого труда, распределяет­ся согласно количеству и качеству труда, затраченного работни­ком, и поступает в его личное потребление;

-цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе;

-часть издержек на производство и реализацию продукции;

-важный стимул повышения производительности труда и эф­фективности производства.

Заработная плата — вознаграждение за труд, выраженное в денежной или иных предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами формах.

Размер заработной платы конкретных работников зависит от их квалификации, количества и качества труда, а также условий, и которых выполняется работа. В нее также включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Законодатель предусмотрел установление минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) — социального стандарта, который периодически пересматривается путем принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

• величина МРОТ в РФ;

• величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

• ограничение оплаты труда в натуральной форме;

• обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

• государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государ­ственных гарантий по оплате труда;

• ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

• сроки и очередность выплаты заработной платы. С переходом к рыночной экономике государство отказалось от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Работодатели самостоятельно определяют размер оплаты труда (ставок, окладов), устанавливают компенсационные, стимулирующие выплаты.

Государственное регулирование оплаты труда сохранилось только в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней. Таким образом, организация заработной платы и выбор системы оплаты труда на предприятии является творческим и ответственным процессом.

В условиях переходного периода формирования новых меха­низмов хозяйствования встает необходимость работать по-новому, считаться с законами и требованиями рынка. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач в этих условиях — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятель­ности людей является мотивация.

С точки зрения управления мотивациярассматривается как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта.

Управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе как необхо­димый элемент согласование целей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объекта управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы та­кие предпосылки, как равное выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных спо­собностей. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный харак­тер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

В основе внутренних побуждений, которые заставляют лю­дей действовать определенным образом, лежат потребности че­ловека. Согласно теории американского социолога А. Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп.

Модель А.Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку, чем выше уровень потребностей в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.

Неудовлетворенные потребности побуждают людей к актив­ным действиям. Удовлетворенные потребности уже не мотиви­руют людей, При этом потребности, находящиеся ближе к осно­ванию пирамиды, требуют удовлетворения в первую очередь. Потребности более высокого уровня активнее побуждают чело­века к действиям после того, как в основном удовлетворены по­требности более низкого уровня.

К физиологическим относятся потребности, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание. Это потребности в пище, воде, жилье, отдыхе и т.д. Для этого необ­ходимы минимальный уровень заработной платы и сносные ус­ловия труда.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем удов­летворяются с помощью заработной платы, превышающей ми­нимальный уровень. Люди в рамках потребностей этого рода оценивают свою работу, прежде всего, с позиций обеспечения их стабильного существования в настоящее время и на перспективу. Для такого человека важны гарантии работы с оплатой выше прожиточного уровня, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания.

Дополнительную мотивацию труда создают внутрифирмен­ные льготы для работников. К их числу относятся: льготное пи­тание, оплата расходов на проезд работников до работы и об­ратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд, прода­жа работникам продукции предприятия со скидкой и др

Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

Потребности в социальных контактах выражаются в том, что человек стремится к участию в совместных действиях, жаждет дружбы, нуждается в поддержке со стороны окружающих, при­знании его заслуг, хочет быть членом той или иной общности людей. Для удовлетворения этих потребностей необходимы уча­стие человека в групповой работе, коллективном творчестве, вни­мание к нему со стороны руководителя, уважение товарищей, создание благоприятной социальной культуры в коллективе.

Потребности в самоутверждении отражают стремление лю­дей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, признанными со стороны окружающих. Они удовлетворя­ются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Здесь эффективно присвоение титулов и званий, признание заслуг че­ловека в публичных выступлениях руководителей, вручение раз­личного рода наград, продвижение работников по службе, по­вышение квалификации и др.

Потребности в самовыражении характеризуют стремление человека к максимальному применению своих знаний, способно­стей, навыков. Для удовлетворения таких потребностей целесо­образно давать человеку трудные и сложные задания, позволяю­щие продемонстрировать и претворить в жизнь его способности, предоставлять свободу творчества, выбора средств и методов решения поставленных задач.

В основе зарплаты лежит цена труда как фактора производства, который сводится к его предельной производительности. Согласно теории предельной производительности труда работник дол­жен произвести продукт, возмещающий его зарплату, следовательно, зарплата ставится в прямую зависимость от эффективности труда работника.

Для работника зарплатаявляется главной и основной статьей его личного дохода, средством благосостояния его самого и членим его семьи. Стимулирующая роль зарплаты заключается в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения.

Для работодателя зарплатаработника представляет издержки производства, и он стремится их минимизировать, особенно на единицу продукции.

Зарплата выполняет мотивационную и воспроизводственную функцию, так как она является формой платы за труд и важным стимулом для работников.

Механизм организации зарплаты отражает процесс превращения цены рабочей силы в зарплату. Через организацию зарплаты, достигается компромисс между интересами работника и работодателя, который должен способствовать развитию отношений социального партнерства между двумя силами рыночной экономики.

Политику предприятия в области оплаты труда определяют факторы: финансовое положение, определяемое результатами его хозяйственной деятельности; уровень безработицы в регионе среди работников соответствующих специальностей; уровень государственного регулирования в области зарпла­ты;

уровень зарплаты, выплачиваемой конкурентами; влияние профсоюзов и объединений работодателей. Организация зарплаты включает: установление обоснованных норм труда; разработку тарифной системы; определение форм и систем оплаты труда; формирование фонда зарплаты.

Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности. Гибкость системы оплаты труда заключается в том, что определенная часть за­работка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия.

В современных условиях для стимулирования повышения эф­фективности и производительности необходимо менять не только систему оплаты труда, но и сам подход к ее формированию, нужны иные психологические установки, мышление и шкала оценок. Из­менение подходов к оплате труда проявляется в том, что оплачива­ются не затраты, а результаты труда — признание продукта труда в качестве товара. Средства от реализации товаров становятся выс­шим критерием для оценки количества и качества труда товаропроизводителей и основным источником их личных доходов.

Каждое предприятие из всего многообразия существующих форм оплаты труда выбирает тот вариант, который и наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (технологическому процессу, уровню специализации, ха­рактеру выпускаемой продукции, наличию производственных ре­сурсов).

Кадровая политика предприятия в области заработной платы должна базироваться на следующих принципах:

справедливости (равная оплата за равный труд);

материального стимулирования (поощрения высокого качества труда, добросовестного отношения к работе и, наоборот, наказание за брак в работе, халатность, безответственность);

опережения темпов роста производительности труда над темпами роста его оплаты;

выбора и использования наиболее прогрессивных форм и систем оплаты труда;

учета сложности труда и уровня квалификации работника; индексации заработной платы в условиях инфляции.

В зависимости от ряда характерных признаков сегодня можно выделить следующие виды заработной платы: номинальная и |реальная; денежная и натуроплата; начисленная и полученная «на руки»; основная и дополнительная; минимальная.

Номинальная заработная плата — это начисленная и полученная заработная плата работником за труд в определенный период. Она характеризует уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и зависит от уровня образования и квалификации работника, сложности и качества его труда, размера налогов, взимаемых с заработной платы, и т. д.

Реальная заработная плата — количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Она зависит от уровня цен на предметы потребления и услуги, от величины косвенных налогов (НДС, акцизов) и других факторов. Иными словами, это покупательная способность номинальной заработной платы. В условиях инфляции на предприятиях должно производиться индексирование заработной платы для обеспечения ее соответствия растущим ценам, иначе реальные заработки резко снижаются.

Заработная плата может существовать в денежной и натуральной форме (натуроплата). Различают явную и скрытую натуроплату. Первая ее разновидность стала широко применяться с 1992 из-за отсутствия наличной денежной массы у сельскохозяйственных предприятий. Эквивалентом денег стали различные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молодняк сельскохозяйственных животных, молоко, а также сахар и подсолнечное масло).| Иногда предприятия рассчитываются с работниками товарно-материальными ценностями, полученными при обмене в бартерных сделках (кирпич, строительные материалы и др.).

Вторая (скрытая) форма натуроплаты возникает, когда работник тратит часть своих денежных доходов на закупку товаров по твердым ценам в условиях нормированного распределения материальных благ (пайки, карточки, столы заказов и т. п.), то есть когда работнику гарантировано получение определенного количества продуктов, вещей и услуг в натуральной форме. Такая форма широко используется в условиях дефицита продуктов потребления.

Различают также начисленную и полученную на руки заработную плату. Первая — это сумма, рассчитанная исходя из существующих ставок оплаты или окладов до удержания из нее налогов, отчислений на социальное страхование, взносов и прочих вычетов. Она используется, в частности, для определения суммарных производственных затрат на оплату труда. Вторая — это то, что выдается работнику на руки. Основная заработная плата — это относительно постоянная ее часть, которая определяется в соответствии с установленным работнику разрядом, категорией, окладом и т. д., то есть по действующим тарифам и нормам. Дополнительная заработная плата включает различные вы­платы сверх основной: премии, надбавки к должностным окладам и другие выплаты стимулирующего характера;

доплаты за работу в вечернее и ночное время, в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, то есть выплаты компенсационного характера;

выплаты, не связанные с фактически отработанным временем (оплата очередных и дополнительных отпусков, доплата подросткам за сокращенное рабочее время, вознаграждения за выслугу лет, оплата времени выполнения государственных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, выплата выходных пособий и т. п.).

Минимальная заработная плата теоретически должна соответствовать, уровню заработной платы работников неквалифицированного руда. Она устанавливается в законодательном порядке; это важный экономический норматив, используемый во многих законодательных и нормативных актах Российской Федерации в качестве базы для установления размеров различных льгот и платежей.

Следует отметить, что минимальная заработная плата в принципе должна быть не ниже официально установленного прожиточного минимума. Однако в настоящее время эти суммы далеки от соответствия.

Формы и системы оплаты труда.Организация оплаты труда напредприятии включает следующие основные элементы: формирование фонда заработной платы; нормирование труда; тарификация заработной платы; определение формы и системы заработной платы.

В состав фонда оплаты труда (согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера т 10 июля 1995 г. № 89) включают начисленные на предприятии суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также суммы, выделенные на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер. Выплаты социального характера включают компенсационные и социальные льготы, предоставляемые работникам на лечение, отдых, проезд и т. п.

Тарификация заработной платы является основой для ее расчета и представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых регулируется заработная плата рабочих и служащих в зависимости от видов производств, квалификационных признаков характера и условий труда, различных категорий работников. Они включает следующие элементы: тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники.

При оплате труда рабочих используются тарифные ставки ( при оплате труда руководителей, специалистов и служащих должностные оклады.

Важнейшими нормативными актами в области тарификации являются единые тарифно-квалификационные справочники (ЕТКС). Он предназначен для тарификации работ, присвоения разряда рабочим и содержит следующую информацию: перечень профессий и работ по данной отрасли; описание основных, наиболее часто встречающихся, работ по профессиям рабочих; (требования, предъявляемые к знаниям и навыкам исполнителя; разряды, которыми тарифицируются работы.

Тарифная ставка —это размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за час или день. Она является основной исходной нормативной величиной для определения заработной платы рабочих и устанавливается в зависимости: от выбранной на предприятии формы оплаты труда (сдельной или повременной); квалификации труда, сложности выполняемых работ; условий труда.

Исходный уровень тарифной ставки работников разной квали­фикации — это ставка 1-го разряда (она определяет уровень оплаты наиболее простого труда).

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, представленная в виде шкалы. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз та­рифные ставки 2-го, 3-го и последующих разрядов превышают тарифную ставку 1-го разряда. Она характеризуется диапазоном, то есть соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов сетки и междуразрядными соотношениями, которые выражают абсолютное и относительное (в процентах) нарастание тарифных " -коэффициентов от разряда к разряду. Чтобы определить часовую тарифную ставку рабочего какого-либо разряда (например, 4-го), необходимо часовую тарифную ставку рабочего 1-го разряда умножить на тарифный коэф­фициент 4-го разряда. Тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в законодательном порядке для организаций бюджетной сферы. В сельском хозяйстве к таким предприятиям относятся государственные унит

Наши рекомендации