Сущность и черты товарного производства
Одной из форм общественного производства явл. товарное производство. Удачное определение дал В.И. Ленин в работе «По поводу так называемого вопроса о рынке»: «Под товарным производством разумеется такая организация общ-ого хоз-ва, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного к-либо продукта, так что для удовлетворения общ-ных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке».
→ одной из причин возникновения товарного производства явл. общ-ное разделение труда. Специализируясь на отдельных видах дея-ти, производители вынуждены обменивать результаты своего труда на многие виды другого труда, поскольку у человека самые разнообразные потребности.
Общ-ое разделение труда не явл. еще причиной существования товарного производства. Известно, что в славянской и древнеиндийской общинах существовало разделение труда, но не было товарного производства. Это было обусловлено следующим:
- члены общины были объединены для производства непосредственно общ-ой связью;
- труд распределялся по обычаям, потребностям, половым признакам;
- распределение осуществлялось не по труду, а прямо и непосредственно, согласно потребностям общины.
В таких условиях результаты общинного труда составляют совокупный общинный фонд благ, из которого каждому человеку выделялась доля, не обязательно пропорционально вложенному лично труду.
Поэтому необходимо иметь в виду другую причину существования товарного производства - обособление производителей.
Эко-кое обособление - это: 1) свобода присвоения условий обще-ого производства; 2) свобода выбора сфер приложения труда и капитала; 3) свобода распоряжения результатами собственного труда.
Обособление производителей исключает непосредственно общ-ую связь между субъектами, единственной формой связи между ними явл. обмен, купля-продажа продуктов труда.
Основными причинами возникновения товарного производства стали общ-ое разделение труда и эко-ое обособление производителей.
Основные черты товарного производства:
1. Уровень развития производительных сил достигает ступени, когда начинают производиться излишки материальных благ (устойчивые) сверх физиологических потребностей. Обмен становится постоянным.
2. Общ-ое разделение труда охватывает не только сферы общ-ого производства, но и отрасли и виды производств. Возникает устойчивая специализация производителей.
3. Частная собственность на условия и результаты труда и возникновение эко-ой обособленности субъектов общ-ого производства.
4. Движение продукта от производителя к потребителю опосредуется сменой форм стоимости (Т-Д-Т).
5. Господство эко-их стимулов к труду, личная свобода работника.
6. Преобладание рыночного механизма регулирования производства на основе законов стоимости, спроса и предложения.
Трудовая теория стоимости.
Результатом функционирования товарного производства явл. товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека по средствам обмена. → товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - способность вещи удовлетворять какие-либо потребности человека. Ее особенности:
1) представляет натурально-вещественную форму товара и явл. матер. выражением богатства страны;
2) ее форма определяется сырьем, материалом, квалификацией работника;
3) выступает как общ-ная потребительская стоимость; поскольку рассчитана на других, а полезные свойства продукта носят индивидуальный хар-р.
Однако потребительная стоимость не может в полной мере объяснить основу обмена. В основе обмена лежит стоимость. Следует отметить, что существуют трудовая и нетрудовая теории стоимости.
Трудовая теория стоимости. Основоположниками ее явл. А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения трудовой теории стоимости:
1. Стоимость - это затраты общ-ого труда на производство товаров. Стоимость - внутреннее содержание товара. Именно затраты труда на товар создают общую основу для обмена, потому что как стоимости товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Стоимость выражает одинаковое или неодинаковое кол-во труда, воплощенное в обмениваемых товарах. Потребительная стоимость и стоимость органически едины.
• Создавая какую-то вещь, человек всегда затрачивает мускульную и умственную энергию, а затрачивая энергию, он всегда создает к-л потребительную стоимость.
• Однако эти свойства товара выражают и его внутреннюю противоречивость: как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно не соизмеримы, а как стоимости - они качественно однородны и количественно соизмеримы.
• В процессе обмена эти свойства обособляются: дело в том, что для данного производителя его товар используется не как потребительная стоимость, а как стоимость для приобретения другой потребительной стоимости.
2. Особая роль в трудовой теории стоимости отводится характеристике труда, затрачиваемого на товар. С одной стороны, труд выступает в конкретной форме, т.е. как труд, создающий определенную вещь, потребительную стоимость. Конкретный труд - это труд в конкретной форме; он формирует натурально-вещественную форму товара, поскольку при нем используются определенные виды средств производства, сырье и квалификация работника. С другой стороны, человек, затрачивая конкретный труд, в то же время затрачивает физическую и умственную энергию, т.е. труд не в конкретной, а в физиологической форме - абстрактный труд. Труд определяет стоимость товара. Его отличительными чертами явл. однородность и всеобщность.
Но поскольку между стоимостью и потребительной стоимостью существует противоречие, то оно имеется и между конкретным и абстрактным трудом, выступая в процессе обмена как противоречие между частным и общ-ым трудом. Конкретный труд выступает в производстве и обмене как частный труд, т.е. это труд собственника средств производства и своего продукта, это труд, который затрачен по собственному усмотрению, часто без знания абсолютной величины общ-ой потребности в данном продукте (товаре).
Однако в силу общ-ого разделения труда, специализации производителей каждый товаропроизводитель выпускает свой продукт для продажи, для других, т.е. для общ-ва. Покупая, общ-во признает общ-ую полезность данного вида труда, т.е. в то же время труд носит общ-ый хар-р.
Однако общ-ый хар-р труда проявляется только на рынке, только при купле-продаже. В этой связи каждая фирма сегодня планирует как можно больше реализовать товаров. Но, как отмечалось, на рынке идет конкуренция отраслевая и межотраслевая. И стремление каждого увеличить свою долю в удовлетворении данной потребности данным продуктом, как правило, не реализуется, т.е. не каждый способен достигнуть снижения индивидуальных затрат по сравнению с общ-но необходимыми. В результате часть частного труда не реализуется, не признается общ-ом в качестве общ-ого. В этом сущность противоречия между частным и общ-ым трудом - основного противоречия простого товарного производства.
3. Согласно теории трудовой стоимости, стоимость товара определяется затратами абстрактного труда. Поскольку данный вид товара производится многими производителями, то время каждого в отдельности производителя выступает как индивидуальное рабочее время. Однако на рынке, где встречаются все производители данного товара, формируется среднее, общ-но необходимое время, по которому формируется цена. Общ-но необходимое рабочее время - это время, необходимое для производства товара при средних в данном общ-ве условиях производства, при средней степени интенсивности и умелости труда.
Общ-но нормальные, или средние, условия производства - это такие условия, которые определяют производство основной массы данного вида продукции, поступающей на рынок.
Если общ-ная потребность больше, чем кол-во данного товара на рынке, то общ-во в качестве нормальных условий будет признавать не только средние, но и худшие условия производства. И наоборот, если предложение больше спроса, то нормальными будут считаться условия, по которым идет производство товаров с наименьшими затратами.
На величину стоимости товара влияют различные факторы. Главными из них явл. производительность и интенсивность труда.
Производительность труда влияет обратно пропорционально на величину стоимости товаров.
Производительность труда - это кол-во продукции, произведенной в единицу времени.
Интенсивность труда - это кол-во труда, затраченное в единицу времени. Интенсивность труда влияет прямо пропорционально на общую величину стоимости, но единица стоимости продукции не изменяется.
Главным условием снижения стоимости товара явл. рост производительности труда.
На величину стоимости товара влияет также уровень сложности труда. Различают сложный и простой труд,
Сложный труд - это труд, требующий предварительной специальной подготовки.
Простой труд - это труд, не требующий специальной подготовки (землекоп).
Сложный труд создает в единицу времени более высокую стоимость, чем простой.
Однако на практике при обмене все товары сводятся к простому труду.