Рынок, его сущность, функции и виды. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок – определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Под функциями рынка понимается его роль в реализации экономических целей общества.

Функции рынка:

1. Соединительная: обеспечивает взаимосвязь производства и потребления; задача– соединить владельцев товаров и владельцев денег.

2. Распределительная: опосредует разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг.

3. Информационная:дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом качестве, ассортименте тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на рынке.

4. Стимулирующая: позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат и производство, повышению качества продукции.

5. Дифференцирующая: дифференцирует хозяйствующих субъектов (одни из них терпят убытки и разоряются, другие – получают доходы и развиваются), этим очищается производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий.

Основу рыночных отношений образуют взаимосвязи предложения со стороны производителя и спроса со стороны потребителей. Эти взаимосвязи устанавливаются в различных масштабах, характеризуют различные виды продаваемых товаров и разные формы предъявляемого спроса, что обусловливает разнообразие видов рынка.

Виды рынков:

1. По пространству:

a. местные (охватывает территорию в пределах города, сельского поселения);

b. национальные (выступает внутренним для отдельной страны);

c. мировые (развился в результате международного углубления труда, например мировой рынок нефти.)

2. По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки:

a. потребителей (отдельные лица покупают товары для личного конечного потребления);

b. производителей (приобретают товары и услуги для дальнейшего производства или использования в рамках организации);

c. промежуточных продавцов (посредников, которые приобретают товар с целью перепродажи в оптовой и розничной торговли);

d. государственных учреждений (приобретают товары, например военного назначения, для нужд государства).

3. По объектам обмена:

a. товарные (делятся на специализированные- однообразные товары и универсальные-множество товаров);

b. финансовые (рынки капиталов, кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки);

c. рынки труда.

4. По рыночной конкуренции:

a. чистой конкуренции (множество продавцов и покупателей, вступающих в отношения соперничества по поводу купли-продажи однотипных товаров);

b. чистой монополии; рынок монополистической конкуренции (наличие нескольких крупных производителей в одной отрасли);

c. олигополии (возникает в результате слияния множества мелких товаропроизводителей в несколько крупных предприятий и создания различный барьеров для вступления других субъектов в данную сферу деятельности).

5. По формам хозяйствования:

a. государственный,

b. кооперативный,

c. рынок товаров индивидуальной трудовой деятельности,

d. арендный рынок,

e. рынок совместных предприятий.

6. С учетом ассортимента товара:

a. замкнутый – товары только одного производителя;

b. насыщенный – много аналогичных товаров разных производителей;

c. рынок широкого ассортимента;

d. смешанный рынок – разнообразие товаров, не связанных между собой.

7. По степени соблюдения законности:

a. легальный (официальный),

b. нелегальный(связан со спекулятивной торговлей, нарушение законов),

c. черный рынок – продажа запрещенных товаров.

В современных условиях широкое распространение получили спотовый(торговля осуществляется реальными товарами с немедленной доставкой) и срочный(рынок срочных контрактов, которые предусматривают поставку товаров в установленный срок на согласованных условиях ). По своей структуре рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынок связан и с непроизводственной сферой, и даже с духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников). Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности. Это обусловливает многообразную структуру рынка. Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг представляет собой рыночную инфраструктуру. Инфраструктура рынка – это совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают деятельность рынка, связывают в разных формах продавцов и покупателей.

Элементы рыночной инфраструктуры:

1. торговые предприятия;

2. специализированный посредники (страховые компании, брокерские конторы);

3. биржи;

4. аукционы и ярмарки;

5. государственные бюджетные учреждения (служба занятости населения). Для каждого вида рынка формируется своя инфраструктура.

Так, для товарный рынков организуется деятельность специализированных посредников оптового и розничного звена. Работу фондового рынка обслуживают страховые компании, фондовые биржи.

Наши рекомендации