Особенности ее использования.

Каждая с/х организация в своей хозяйственной деятельности использует факторы производства: землю, средства производства, капитал, рабочую силу. Земля и материальные средства производства создают материально-техническую базу (МТБ).

МТБ сельскохозяйственных организаций представляет собой материальные и земельные ресурсы, необходимые для осуществления производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Материальные ресурсы включают в себя следующие группы:

1. Производственные здания.

2. Сооружения.

3. Машины и оборудование.

4. Транспортные средства.

5. Скот рабочий и продуктивный.

6. Многолетние насаждения.

7. Семена.

8. Корма.

9. ГСМ.

10. Удобрения и ядохимикаты.

11. Прочие средства производства.

Средства производства — это средства труда + предметы труда.

На качественный состав и структуру МТБ значительное влияние оказывают основные факторы:

а) специализация хозяйства;

б) финансовое состояние хозяйства, т.е. имеются ли в хозяйстве финансовые средства на обновление и модернизацию материальных ресурсов.

Для эффективного использования МТБ важное значение имеет оптимальное соотношение как между группами материальных ресурсов, так и между материальными ресурсами, землей, трудовыми ресурсами.

Энергетические средства (ресурсы) — это средства производства, преобразующие энергию сгорания топлива и электрическую энергию в механическую, и благодаря которым выполняется весь комплекс с/х работ.

К ним относятся: трактора, комбайны, автомобили, все виды электрических двигателей, живая тягловая сила. Для определения их суммарной мощности и сопоставления применяется единица измерения — лошадиная сила (л.с.)

К основным показателям состояния и развития МТБ относятся:

Фоп руб.

1. Фондообеспеченность: Фоб = ------------ х 100га = ---------

Sс/х уг. 100га

Фоп руб.

2. Фондовооруженность: Фв = --------- = --------

К чел.

Мл.с. л.с.

3. Энергообеспеченность: Эоб = -------- х 100га = -------

Sс/х уг. 100га

Мл.с. л.с.

4. Энерговооруженность: Эв = -------- = -----------

К чел.

SкВт/час кВт/час

5. Электрообеспеченность: Эл.об = -------------- х 100га = ------------

Sс/х уг. 100га

Сущность и роль инвестиций. Формы инвестиций.

Для ведения любого производства, в т.ч. и с/х-ва необходимо постоянно направлять денежные и материальные средства для обновления и пополнения основных и оборотных активов, внедрения новых технологий, переподготовки кадров, применения новых форм организации труда.

Направленные на это материальные и денежные средства называются инвестициями.

Инвестиции— это вложения финансовых, материально-технических средств, а также переданные технологии, права на имущественную и интеллектуальную собственность организациям как в пределах республики, так и за рубежом с целью получения прибыли или социального эффекта.

Роль инвестиций, в т.ч. и иностранных, в развитии РБ определяется двумя нормативными документами:

1. Инвестиционным кодексом РБ.

Он определил:

а) условия и гарантии для привлечения инвестиций, в т.ч. и иностранных;

б) льготы для инвесторов по налогам на прибыль, по НДС, по таможенным платежам и т.д.;

в) условия хозяйствования для инвестора в течении 5 лет не должны ухудшатся.

2. Национальной программой привлечения инвестиций в экономику РБ на период до 2010г.

Инвестиции в зависимости от их направления делятся на 2 группы:

1. Производственные — направляются в производственный сектор экономики

2. Социальные (демографические) — направляются в социальный сектор РБ

И. осуществляются в различных формах:

1) финансовые средства;

2) материально-технические средства;

3) ценные бумаги (акции, векселя, облигации и т.д.);

4) интеллектуальная собственность (лицензии, патенты).

Государство, юридические и физические лица, вкладывающие свои средства в виде инвестиций называются — инвесторами.

Инвесторами могут быть:

1. Государство и его органы управления.

2. Юридические и физические лица РБ.

3. Иностранные юридические лица.

4. Физические иностранные лица.

Особенно важна и существенна роль государства в осуществлении социальных инвестиций.

Инвестиции направляются в производственной сфере на:

а) воспроизводство и расширение основных средств пр-ва (внеоборотные активы) или капитальные вложения;

б) пополнение оборотных средств (оборотные активы);

в) внедрение и применение новых технологий;

г) подготовка и переподготовка кадров.

Особенно важна роль инвестиций в организациях АПК, в т.ч. сельском хозяйстве, так как стоит стратегическая задача повышения эффективности и конкурентоспособности отечественного АПК накануне вступления РБ в ВТО.

Источниками инвестиций в сельское хозяйство являются:

1. Средства сельскохозяйственных организаций.

2. Средства государственного бюджета.

3. Заемные средства (банки).

4. Привлеченные средства.

5. Привлеченные средства физич. лиц.

В последнее время в РБ уделяется особое внимание инвестициям в сельское хозяйство, т.к. активность других инвесторов в этой отрасли крайне низка.

Инвесторы, вкладывая средства в производственные инвестиции, планируют получить прибыль; физич. и юридические лица, покупая акции, облигации рассчитывают получить доход.

Расширенное воспроизводство.

В процессе производства любого вида продукции расходуются материальные и трудовые ресурсы, которые должны восполняться для производства последующих объемов продукции, т.е. для участия в последующих производственных циклах — это восполнение происходит в процессе воспроизводства.

Воспроизводство — постоянное возобновлением рабочей силы и средств производства, природных ресурсов с целью осуществления непрерывного процесса производства. Одновременно воспроизводятся соответствующие производственные отношения между людьми в виде социально-экономических форм производства (государственные, кооперативные, акционерные, фермерские и т.д.).

Различают два вида воспроизводства: простое и расширенное.

Простое воспроизводство: процесс производства повторяется в одном и том же объеме, размер произведенной продукции неизменен, полученный ВД полностью используется на цели потребления производителя.

Расширенное воспроизводство: в процессе производства объемы произведенной продукции и факторов производства в каждом последующем цикле возрастают, полученный ВД используется на цели потребления и в форме ЧД на цели накопления (создается фонд накопления).

В последние годы, в связи с убыточностью с/х-ва, неполучением ВД и ЧД, во многих хозяйствах наблюдалось сужающееся воспроизводство, т.е. последующие процессы производства происходили в сокращенном объеме, с уменьшением количества произведенной продукции.

В процессе воспроизводства постоянно возобновляются:

1. Средства труда.2. Предметы труда.3. Земельные ресурсы (восстановление плодородия).

4. Рабочая сила.5. Производственные отношения.

Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве имеет следующие особенности:

1. Процессы производства тесно связаны с природно-климатическими условиями, землей, растениями и животными (т.е. их законы развития объективно влияют на процесс воспроизводства).

2. Значительный объем производимой с/х пр-ции принимает участие в последующем производственном цикле (семена, корма, удобрения, молодняк с/х животных).

3. Медленная оборачиваемость оборотных средств связанная с сезонным характером производства.

4. Наличие дифференциальной ренты I — получение дополнительной прибыли вследствии дифференциации земельных участков по плодородию или по местоположению и получения на средних и лучших участках.

Эти особенности оказывают влияние на осуществление расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и принуждают государство принимать участие в поддержке расширенного воспроизводства в хозяйствах, находящихся в худших природно-климатических условиях.

Расширенное воспроизводство осуществляется на экстенсивной и интенсивной основах. Экстенсивный — производство расширяется путем увеличения объектов труда — земельной площади, голов скота.

Интенсивный — за счет увеличения МДЗ на один га земельной площади, на 1 голову скота.

Экономически более выгодный и наиболее распространен сейчас интенсивный путь расширенного воспроизводства.

Основные направления расширенного воспроизводства в настоящее время:

1. Воспроизводство рабочей силы — количество занятых в с/х производстве сокращается, но должны возрастать вложения в ОТ, в улучшение условий труда, в рост образовательного, профессионального уровня работников.

2. Обеспечение роста производительности труда

3. Повышение качественных характеристик процесса производства

4. Повышение плодородия земли

5. Совершенствование производственных отношений

Перед каждым хозяйством стоит задача: умело сочетая все эти направления обеспечить процесс расширенного воспроизводства и постоянно увеличивать производство конкурентоспособной с/х продукции.

Валовая и товарная продукция.

Валовая продукция характеризует общий объем продукции произведенной предприятием и включает стоимость товарной продукции и остатков незаконченной в плановом периоде на определенную дату.

Н=Нк–Нн

Н – незавершенное производство.

Нк – незавершенное производство на конец какого-либо периода.

Нн – незавершенное производство на начало периода.

Продукция находящаяся в различных стадиях производственного процесса, подлежащая дальнейшей обработке на предприятии, а также законченная, но не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.

Товарная продукция на предприятии включает стоимость:

1. готовых изделий предназначенных для реализации, а также капитальному строительству и не-промышленным предприятиям своего хозяйства.

2. стоимость полуфабрикатов своей выработки предназначенных к отпуску на сторону капитального строительства и непромышленным предприятиям своего хозяйства.

3. работа промышленного характера выполняемых на сторону или по заказам непромышленных предприятий своего хозяйства.

Под реализованной продукцией понимается готовая продукция отгруженная покупателю за которую полностью по-ступили средства на расчетный или специальный счет предприятия. Стоимость продукции оплаченной покупателем, но не отгруженной в объем не включается.

Чистая продукция ЧП:

ЧП=Зп+Пр

ЧП=Цо–Мз

Цо – цена оптовая.

Мз – материальные затраты, т.е. себестоимость нормативов чистой продукции, разрабатывается для отрасли, т.е. группы аналогичных предприятий и как правило является отраслевым.

Объем реализованной продукции обуславливается стоимостью изделия собственного производства, предназначенных и отправленных потребителю и подлежащих оплате в планируемом периоде, а также работ пром. характера.

Рп=Он+Т–Ок

Он – остатки нереализованной продукции на начало планового периода.

Т – объем товарной продукции.

Ок – остатки нереализованной продукции на конец планового периода

Стоимость прочих реализаций, т.е. продукции и работ непрог. характера, отходов и брака хотя бы реализованных ни в товарную, ни в реализованную продукцию не входит.

Остатки нереализованной продукции включают стоимость остатков на складе и стоимость отгруженных товаров.

Остатки на складе составляют готовая продукция по нормативам и сверх нормативная продукция не прокредитован-ная банком.

В объем реализованной продукции может быть включена продукция оплаченная потребителем, что датируется ко дню поступления извещения банка о получении сумм от потребителей изготовителем.

При исчислении объемов валовой, товарной и реализованной продукции принимаются оптовые цены предприятия, т.е. без налога с оборота. При этом объем валовой продукции исчисляется в сопоставимых ценах, т.е. ценах опреде-ленных на конкретную дату.

Объем товарной и реализованной продукции оценивается действующей на момент составления плана производства оптовой цены.

Объем товарной, валовой и реализованной продукции определяется по заводскому методу. Это означает, что в него не включается стоимость готовых изделий, которые используются внутри данного предприятия на собственные нужды.

Себестоимость продукции животноводства.

Исчисление себестоимости продукции в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, вызванных его спецификой. Первая особенность состоит в том, что годовой цикл производства продукции в земледелии, а также различие между временем производства в рабочим периодом обусловливают возможность исчисления себестоимости продукции только после окончания хозяйственного года. Производство отдельных видов продукции животноводства (молоко, приплод, прирост и др.) происходит более или менее равномерно в течение года, однако ее себестоимость невозможно исчислять ежемесячно, так как расходы по обслуживанию производства и управлению им могут быть распределены только после определения сумм прямых затрат но всем отраслям. Кроме того, значительную часть продукции растениеводства используют в качестве корма для животных; поэтому вначале определяют фактическую себестоимость кормов, а затем уже начисляют себестоимость продукции животноводства.

Вторая особенность заключается получении от многих сельскохозяйственных культур и в животноводстве нескольких видов продукции. В связи с этим возникает необходимость в распределении затрат между всеми указанными видами продукции. Третьей особенностью является определение суммы незавершенного производства только в конце года по состоянию на 1 января. В состав эта затрат включают расходы под урожаи будущего года и стоимость меда, оставленного в ульях для кормления пчел. Четвертая особенность характеризуется порядком исчисления отчетной себестоимости в конце года; в течение года всю продукцию учитывают по плановой себестоимости, что не позволяет до конца года выявить фактическую сумму затрат. Пятая особенность связана с различиям” франкировки отдельных видов продукции. Специфика сельского хозяйства, заключающаяся в территориальном удалении мест производства ряда видов продукции от пунктов их хранения, переработки, подработки и потребления, определяет необходимость различного подхода к включению в производственную себестоимости некоторых видов расходов. Так, в себестоимость зерна, включают затраты по доставке его на ток или иное место первичной обработки и по этой подработке, проводимой одновременно с уборкой урожая или после ее завершения; себестоимость силоса исчисляют с включением стоимости зеленой массы, затрат по доставке ее к месту силосования и расходов но силосованию; себестоимость зеленых кормов определяют с учетом расходов но доставке их к местам потребления.

Сущность, задачи и функции цены.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.Другими словами, это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Каждое предприятие, производя продукцию, планирует ее реализовать и получить оплату, называемую денежной выручкой. Объем денежной выручки напрямую зависит от цены на продукцию.

Денежная выручка = Объем реализованной продукциихЦена реализации

От цены напрямую зависят экономическая эффективность с/х. производства, сумма прибыли, рентабельность реализуемой продукции. Интересы общества заключаются в оптимальном уровне цен, что достигается действием рыночных рычагов – спроса и предложения, и методами государственного регулирования – законодательством, налогообложением, кредитной политикой и т.д. В условиях рыночных отношений роль цены значительно возрастает для каждой коммерческой организации. От уровня цены зависят:

- величина прибыли коммерческой организации;

- конкурентоспособность предприятия и его продукции на рынке;

- финансовая устойчивость предприятия.

Под структурой цен понимают соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

В состав и структуру розничной цены на продукцию предприятий входят:

- себестоимость продукции – она составляет основу цены и характеризует текущие издержки предприятия на производство и реализацию продукции;

- прибыль предприятия – должна обеспечивать как финансирование текущих расходов(материальная помощь работникам, единовременные пособия, дивиденды по акциям), так и формирование фондов направляемых на развитие предприятия;

- акцизы по подакцизным товарам – являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями.

- налог на добавленную стоимость – имеет широкую базу обложения.

Отпускная цена предприятия

- наценки посреднических организаций - обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителя до торговой сети и получение ими определенной суммы прибыли.

Оптовая розничная цена

- наценки торговых организаций - обеспечивают им возмещение затрат, связанных с реализацией продукции потребителю и получение ими определенной суммы прибыли.

Розничная цена

Цена, как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций в экономике, к их числу относятся:

1. Учетная или измерительная функция цены отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и с ее помощью определяются все стоимостные показатели: ВП, ВД, ЧД, П, МДЗ и т.д.,

2. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

3. Стимулирующая функция – рост цен на продукцию стимулирует ускорение НТП, улучшение качества и увеличение объема выпуска продукции и спроса на нее.

4. Регулирующая функция – цена - основной инструмент уравновешивания спроса и предложения на продукцию.

5. Контрольная функция – цена служит инструментом учета и контроля расхода и использования материальных и природных ресурсов (вода, земля и т.д.).

6. Плановая функция – с помощью цен осуществляется планирование производства и распределение продукции в стоимостном выражении.

7. Социальная функция – цены способствуют распределению доходов и расходов населения, влияют на доступность населения к различным видам товаров и услуг.

Система цен и принципы ценообразования.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, которые различаются составом включаемых в них элементов.

В экономике РБ существует большое разнообразие цен на производимую продукцию.

Цены, действующие в АПК РБ, различаются:

А. По способу установления (определения) цены делятся на:

1. Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими государственными органами или определяемые производителем с учетом ограничений этих органов (с/х продукция, закупаемая государством по госзаказам для государственных нужд, цены на социально значимые товары и т.д.)

2. Свободные цены – складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Наши рекомендации