Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
· рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
· рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;
· рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конкурентного и организующего, монопольного. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.
Условия возникновения рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. (А.Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов") Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. Разделение труда возникло в глубокой древности.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи.
Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.
Функции рынка.
Регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. «Невидимая рука» А. Смита.
Стимулирующая. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.
Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:
· свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
· примата потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю:
· рыночного ценообразования: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения; договорных отношении, конкуренции;
· государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
· открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;
обеспечения социальной защищенности населения.
Виды рынков: 1) с точки зрения пространственных характеристик: локальный – это рынок ограниченный одним районом страны; региональный – ограниченный несколькими районами страны; национальный – ограниченный территорией страны; мировой – охватывает все страны мира;
2) по степени насыщенности: равновесный – спрос и предложение совпадают; дефицитный – спрос > предложения; избыточный – предложение > спроса;
3) по механизму функционирования: свободный – регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; монополизированный – определенные фирмы обладают возможностью контролировать его и устанавливать завышенные цены на свои товары; государственно - регулируемый – воздействует на товары производителей посредством экономических инструментов;
4) по объектам рыночных отношений: товарный; финансовый; рынок труда;
5) по характеру продаж: рынки оптовой торговли; розничной; рынки закупок с/х продукции;
6) по соблюдению законности: легальные (официальные); нелегальные (теневые).