Билет № 4: 2. Слабости рынка.
Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
1) рыночные механизмы способны решать главные экономические проблемы и делать это лучше, чем иные способы организации хозяйственной жизни общества;
2) рыночные механизмы не способны эффективно решать ряд задач, важных для общества в целом, а не только для отдельных граждан.
Хотя эти утверждения кажутся весьма незамысловатыми, осознание их как истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто.
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества. Назовем наиболее важные из этих условий:
1) никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
2) среди продавцов, с одной стороны, или покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;
3) всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);
4) государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
К сожалению, полностью соблюсти все эти условия — задача совершенно нереальная для любой страны. Но если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают давать сбои. И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.
В отдельных случаях государство вынуждено вмешиваться в решение проблем внешних эффектов хоз. Деятельности, компенсируя несовершенства рынка
Борьба с монополизацией
Создание общественных благ
Перераспределение доходов и богатства(налогообложение доходов и имущества, социальные трансферты)
Билет № 5: 1. Экономическая природа рынка труда.
На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд.
Рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации (работодателей), которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности.
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто-то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда.
Прежде всего, отметим, что продаваемый здесь товар — трудовые услуги:
1) крайне разнообразен;
2) не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.
Это придает функционированию рынка труда несколько существенных особенностей:
1) спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности;
2) наряду с общенациональным существуют местные рынки труда, на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;
3) предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.
Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае мы понимаем всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги. Например, рынок труда сбалансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:
1) профессиональная;
2)территориальная.
Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни..
Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы и максимальной прибыли.