Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.

Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления. Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости: 1) занятости 2) профессиональной подготовки и социальной адаптации 3) по устройству территорий 4) помощи развития местного хозяйства 5) по промышленной перестройке.

Высшим комитетом занятости утверждается решение Национального Фонда Занятости о распределении средств между регионами такими, где имеются количественные и квалифицированные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов.

Государственная политика занятости реализуется через национальное агентство занятости, ассоциацию по профессиональной подготовке взрослого населения и национальный межпрофессиональный союз по вопросам занятости и торговли.

Национальный фонд занятости и фонд экономического и социального развития занимаются финансированием государственных программ помощи потерявшим работу, переподготовки, компенсации частной безработицы, модернизации, конверсии и децентрализации производства.

Во Франции развита система льготирования. Так предприятиям в зависимости от количества рабочих мест устанавливаются льготы при покупке земли, премии на занятость работников.

Широко осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, как во Франции, так и в других развитых странах. Правительство оказывает содействие развитию ремесленного производства. Ремесленники обеспечиваются кредитами, льготность которых находится в прямой зависимости от количества вновь созданных рабочих мест в течение всего максимального срока его предоставления.

Во Французской системе регулирования занятости особое место занимает комплекс мер, как и в США, который предусматривает сокращение рабочей недели, установление лимита сверхурочных часов, определение количества праздничных и отпускных дней, повышение возрастного уровня вступления в состав рабочей силы, понижение пенсионного возраста до 60 лет. По контракту можно заключить так называемый «прогрессивный» выход на преждевременную пенсию. Во Франции действуют курсы для подготовки 16-18-летних работников.

В Италии проблема массовой безработицы является чрезвычайно острой. Именно поэтому государство принимает конкретные практические меры, направленные на сокращение безработицы и расширение занятости в первую очередь молодёжи.

Эти мероприятия сводятся к следующему:

1) Предоставляются определённые льготы в области налогообложения тем предприятиям, которые принимают на работу молодых безработных.

2) Оказание материальной помощи и содействие молодым безработным, которые намереваются работать не по найму.

3) В Италии был принят закон, целью которого было увеличение занятости населения за счёт расширения приёма на работу в режиме неполного рабочего времени и найма молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет по трудовым соглашениям о профессиональном обучении и труде.

4) Целью следующего закона было содействие созданию промышленных, сельскохозяйственных предприятий и предприятий в сфере обслуживания. Согласно этому закону создаваемые молодыми работниками в возрасте 18-19 лет компании и кооперативы получают субсидии от государства на создание новых предприятий.

5) В Италии создан фонд компенсации заработков платы, который даёт возможность предприятиям переждать циклические колебания рыночного спроса на их продукцию, на осуществление технологической рекомендации, не прибегая к массовым увольнениям.

В Италии, как на уровне государства, так и на уровне областей, ведущих поиски новых форм и способов стимулирования занятости, применяется субсидирование вновь создаваемых кооперативов, организация областных информационно-консультативных служб в дополнение к государственным учреждениям, ведающих трудоустройством.

США.

В системе регулирования занятости, функционирующей в США, выделяется такое направление как формирование спроса на рабочую силу. При этом государство использует следующие регулирующие меры:

1. Меры по увеличению предложения рабочих мест: дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством; увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса; создание рабочих мест ведомствами по делам труда в рамках «программы общественных работ».

2. Меры по распределению трудовых нагрузок: увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию; сокращение рабочего времени: развитие частичной занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д.

3. Меры по сохранению рабочих мест. Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.

Япония.

Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западно-европейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.

Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:

· Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.

· Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.

· Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.

Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста.

Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста. Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.

22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).

ПРОДУКТИВНОСТЬ — способность экономической системы производить полезную продукцию и меры реализации этой способности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА — важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА — эффективность конкретного труда. Измеряется количеством изделий, операций, созданных или совершенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Основными показателями производительности труда являются выработка (показывает, сколько продукции произведено на единицу затрат труда) и трудоемкость(величина затрат труда, рабочего времени, на производство единицы продукции). Они являются обратными друг другу и выражаются формулами:

Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями. - student2.ru

Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями. - student2.ru

где:W – выработка;

Q – объем продукции (работ, услуг) в соответствующих единицах;

T – затраты труда на выпуск продукции (проведение работ) в соответствующих единицах;

t – трудоемкость единицы продукции (проведения работ, оказания услуг).

Объем продукции, работ, услуг (Q) обычно измеряют:

1. в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах и т.д.);

2. в условных единицах (в условно-натуральных единицах), когда разные изделия пересчитываются в одно условное изделие, в условный сорт (например, условное топливо с общей теплопроводностью – 7x106 Ккал. и т.д.);

3. в трудовых единицах (нормо-часах);

4. в стоимостных единицах (рублях, долларах и т.д.).

Затраты труда (Т) обычно измеряют в:

1. человеко-часах;

2. человеко-днях;:

3. среднесписочной численности персонала (например, в среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, среднесписочной численности рабочих).

Экономическая ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства — результативность производства, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Наши рекомендации