Чистая монополия, её характерные черты

Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги, не имеющего близких субститутов.

Характерные черты монополий:

1. Монополия продает однородную продукцию, не имеющую субститутов

2. низкие средние издержки

3. патентные права и другие особые привилегии (лицензии) – особенность закрытых монополий. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители

4. высокие входные барьеры (наделение правительством фирмы исключительными правами, собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, авторские права и патенты, эффект масштаба как конкурентное преимущество перед «новичками» рынка, нелегальные методы борьбы)

5. полный контроль монополиста над ценой.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Билет №4

Показатели монопольной власти

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого его количества. Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:

норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна),

коэффициент А. Лернера(учебник),

коэффициент Тобина (q Тобина),

коэффициент Папандреу

индекс Герфиндаля-Хиршмана

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна — (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

Чистая монополия, её характерные черты - student2.ru

Па — бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль — выручка минус бухгалтерские издержки);

Пн — нормальная прибыль;

К — собственный инвестированный капитал.

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономической прибыли (Экономическая прибыль — выручка минус экономические издержки (риск предпринимателя)) будет нулевой (одинаковой) для различных видов активов. Когда норма прибыли на каком-либо рынке или для какого-либо актива выше конкурентной, то этот вид инвестирования является предпочтительным. Такая ситуация может сложиться, если рынок не является свободно конкурентным и у такой фирмы есть определенная рыночная власть, которая и обеспечивает ей прибыль в долгосрочном периоде.

Индекс А. Лернера

В 1934 г. А. Лернер предложил другой индекс, определяющий монопольную власть. Исходя из условия, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса.

Чистая монополия, её характерные черты - student2.ru

Pm

Pm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Еd — эластичность спроса по цене.

Так, монополист будет назначать цену, превышающую предельные издержки, причем на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. При чрезвычайно эластичном спросе цена будет близка к предельным издержкам, а это уже черта конкурентного рынка. Значит, в таком случае, монополизированный рынок будет близок к рынку совершенной конкуренции и значение индекса Лернера будет близко к нулю. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице.

Но сложность применения индекса Лернера на практике связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.

Коэффициент Тобина (q Тобина) — рассчитывается как отношение рыночной стоимости фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) к восстановительной стоимостью ее активов:

q = P / C, где

P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);

С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Смысл данного коэффициента сводится к следующему. Если фирма получает экономическую прибыль, то будущие акционеры хотят поучаствовать в ее разделении между собой, поэтому и покупают акции такой фирмы по более высокой цене, нежели реальная восстановительная стоимость активов. То же самое верно и для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль. В данном случае коэффициент Тобина будет выше единицы.

Если этот показатель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабильное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближающемся банкротстве.

Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. У этого показателя есть несомненное преимущество — он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли. Однако, оценка активов фирмы на финансовом рынке не всегда соответствует реальному положению дел на фирме, т. к. фирма может эксплуатировать свое имя, оказывать давление на некоторых экономических субъектов и, наконец, колебаться, благодаря биржевым играм.

Многочисленные исследования установили, что данный коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени. Фирмы с высоким значением этого коэффициента обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. Следовательно, для этих фирм характерно наличие монопольной прибыли. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Наши рекомендации