Внешняя среда функционирования предприятия
Внешняя среда- совокупность условий и факторов, возникающих во внешней среде независимо от деятельности конкретного предприятия и оказывающих прямое или косвенное влияние на его развитие и возможности реализации принимаемых управленческих решений. Поэтому принятие этих решений зависит от широты и охвата информацией о состоянии внешней среды и действий её многообразных факторов, характеризующихся взаимосвязанностью, динамичностью, сложностью и неопределённостью.
В зависимости от характера воздействия на внутреннюю среду предприятия различают прямые и косвенные факторы внешней среды.
К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно оказывают влияние на реальные возможности осуществления индивидуального воспроизводства при реализации предприятием своих предпринимательских функций. (это государство, поставщики, потребители, конкуренты, природно-климатические условия).
Влияние конкурентной среды на сельскохозяйственные предприятия осуществляется в нескольких направлениях:
- конкуренция со стороны предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции;
- конкуренция со стороны предприятий, предлагающих импортную продукцию способную вытеснить продукцию, произведённую из отечественного сельскохозяйственного сырья;
- конкуренция со стороны поставщиков промышленной продукции, используемой в сельском хозяйстве, их экономических возможностей и торговых способностей.
Среда косвенного воздействия оказывает на развитие сельскохозяйственных предприятий более глубокое влияние, чем среда прямого воздействия. Она имеет более сложную структуру, а её элементы оказывают влияние на принятие управленческих решений предприятиями опосредовано, то есть через другие факторы, усложняя тем самым возможность прогнозирования последствий этого влияния. К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики, социально-демографические, технологические, политико-правовые.
Основными характеристиками состояния национальной экономики являются темпы экономического роста, платёжный баланс и уровень занятости населения.
36.Сущн-ть, задачи и принципы планирования на предприятии
Внутрихозяйственное планирование - процесс разработки различной степени детализации и практической реализации перспективных целей, определяющий будущее состояние экономической системы при рациональной комбинации ограниченных производственных ресурсов, использовании их на альтернативной основе с учётом требований рынка для достижения ожидаемых качественных и количественных результатов.
Цель планирования - уменьшение степени неопределённости и хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия, обоснование ресурсного обеспечения и концентрации ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях.
Значение планирования особенно возрастает для сельскохозяйственных предприятий, производственная деятельность и принятие управленческих решений которых зависит от природно-климатических условий, уровня конкуренции в отраслях перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и в отраслях, производящих для сельского хозяйства промышленную продукцию, доступности материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, влияния государства на формирование внутреннего агропродовольственного рынка и повышение роли российского аграрного сектора на мировом рынке. Принимаемые предприятиями усилия по упорядочению своих отношений с рыночной средой посредством разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития повышает значение планирования, поскольку оно предполагает:
- проявление инициативы предприятий при принятии управленческих решений, направленных на опережающий поиск новых возможностей в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды. Проявление инициативы сопряжено с использованием новых технологий производства, форм организации производства и реализации сельскохозяйственной продукции, инноваций, гибких севооборотов, участием в кооперационных и интеграционных связях, альтернативным (экологическим) земледелием. В конечном итоге это приводит к оптимальному использованию имеющихся ресурсов и извлечению большей экономической выгоды;
- обоснование сельскохозяйственными предприятиями более чётких целей и задач с учётом потребностей рынка и своих возможностей, с конкретизацией и дифференциацией важнейших направлений производственной деятельности на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- проведение гибкой стратегии развития на основе разработки альтернативных планов, производственных программ, что позволяет предприятиям быть более подготовленными в случае непредвиденных перемен внешней среды;
- установление обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов, определение конкретных целей развития и мобилизация всех своих ресурсов для их достижения.
Разработка планов развития сельскохозяйственных предприятий основывается на использовании методологических принципов планирования, которые по своей сути определяют характер и содержанке плановой деятельности хозяйствующего субъекта.
В качестве основных принципов планирования выделяются: системность (планирование должно носить системный хар-р), непрерывность, гибкость (подстр-ся под изменения внеш. среды), комплексность, целенаправленность и приоритетность (отражает целевой характер плана, в котором чётко должны быть определены основные цели предприятия с выделением приоритетных отраслей и социально-экономических задач, развитие и реализация которых обусловливает состояние и дальнейшие перспективы экономики предприятия в целом), научность, участия (на основе участия в планировании формируется понимание личной роли работника в деятельности предприятия, обеспечивается повышение его ответственности за реализацию поставленных целей и задач), оптимальность, сбалансированность и пропорциональность.
Основными методами планирования являются:
1. Балансовый метод - это метод расчёта плановых показателей на основе равенства приходной и расходной части ресурса.
Главная задача составления баланса - обеспечение соответствия распределяемых потребностей с возможными ресурсами предприятия.
2. Программно-целевой метод - это метод, который основывается на выборе реально поставленной цели функционирования предприятия исходя из многовариантности разработки взаимоувязанных экономических и социальных программ развития.
3. Основой нормативного метода планирования производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия является нормативная база, включающая совокупность прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Планирование с использованием нормативно-ресурсного метода основывается на экономической оценке производственного потенциала предприятия (производственного подразделения предприятия) по основным факторам процесса производства.
4. Расчётно-конструктивный метод планирования основан на разработке различных вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных затрат, балансовой увязки отраслей и элементов производства с учётом имеющейся информации о взаимосвязях объектов составляющих планируемую систему.
5. Экономико-математическое моделирование как метод планирования позволяет комплексно и одновременно на основе экономико-математической модели и определённого критерия оптимальности, выражаемого целевой функцией, посредством системы переменных и ограничений сымитировать перспективы развития сельскохозяйственного предприятия.
Использование балансового, программно-целевого, нормативного, расчётно-конструктивного методов и метода экономико-математического моделирования при планировании хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия направлено на реализацию следующих задач:
- разработка схемы будущей деятельности предприятия для получения заданных результатов при установленных затратах и в определённый временной интервал посредством увязки ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития и со способами их достижения;
- достижение рационального сочетания и оптимальных пропорций отраслей производства на основе их сравнительной эффективности и допустимых (максимальных или минимальных) границ развития;
- определение потребности (бюджетирование) предприятия в трудовых, материальных и финансовых ресурсах необходимых для выполнения производственных планов; поиск наиболее выгодных и оптимальных партнёров по материально-техническому обеспечению и приобретению кредитных ресурсов;
- разработка для структурных подразделений предприятия производственных хозрасчётных заданий и определение путей их реализации на конкретный планируемый период времени;
- обеспечение для структурных подразделений равноценных условий взаимодействия на основе согласования во времени показателей их деятельности, ответственности и достижении единства интересов;
- согласование во времени показателей деятельности предприятия в процессе развития экономических отношений кооперации с другими хозяйствующими субъектами (перерабатывающими, обслуживающими и другими предприятиями и организациями), являющимися участниками кооперации;
- повышение качества сельскохозяйственной продукции и обеспечение высокого уровня её конкурентоспособности на рынке;
- решение экологических проблем, стоящих перед предприятием;
- ориентация деятельности сельскохозяйственного предприятия на его комплексное экономическое и социальное развитие.
37.Виды планирования на предприятии
Виды планирования классифицируются по разным признакам: содержанию планов, уровню управления, методам обоснования, длительности горизонта планирования, сферам применения, стадиям разработки, степени точности, типам целей.
по методам обоснования:
· Директивное планирование предполагает применение административных методов воздействия на хозяйственную деятельность предприятий по реализации намеченных целей и задач, предусмотренных стратегическими программами развития национальной экономики. Основными характеристиками директивного планирования на уровне предприятия являются: обоснование форм организации производства и труда, разработка нормативов длительного действия с учётом освоения научно-технических достижений, обоснование расчётных и планово-учётных цен, расчёт планового объёма производства продукции, выполнения работ и услуг, разработка условий договоров.
· индикативное планирование. Суть индикативного планирования состоит в том, что оно предполагает необходимость разработки на краткосрочный и среднесрочный горизонты планирования важнейших стратегических параметров, принимающих для предприятия характер ориентира. (носит рекомендательный характер)
В соответствии с длительностью горизонта планирования различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Долгосрочное (перспективное) внутрихозяйственное планирование в зависимости от целевых установок, политики предприятия, эффективности деятельности и масштабности производства, как правило, охватывает длительные периоды времени. Внутрихозяйственная политика перспективного планирования включает: опережающее использование новых видов техники и технологий, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных. до 5 лет
К долгосрочным (перспективным) планам сельскохозяйственного предприятия относят план организационно-хозяйственного устройства и план экономического и социального развития.
План организационно-хозяйственного устройства - проект рационального построения сельскохозяйственного предприятия, который является отражением пропорционального соотношения отраслей и элементов производства, позволяющего с учётом влияния факторов внешней и внутренней среды осуществлять процесс непрерывно возобновляемой хозяйственной деятельности в целях получения максимально возможного объёма прибыли при наименьших затратах имеющихся ресурсов.
План экономического и социального развития(3-5 лет) разрабатывается на основе задач поставленных в организационно-хозяйственном плане и отражает детализацию направлений его реализации, то есть предусматривает разработку рациональной системы ведения хозяйства для конкретных условий функционирования сельскохозяйственного предприятия.
Среднесрочное планирование конкретизирует целевые ориентиры долгосрочных (перспективных) планов, что позволяет его рассматривать как технико-экономическое планирование, задачей которого является конкретизация направлений развития предприятия с учётом складывающейся экономической ситуации. 1-3 года
Краткосрочное (текущее) планирование представляет собой программу деятельности предприятия на срок до 1 года. В качестве такой программы выступает годовой производственно-финансовый план предприятия, на основе которого формируются задания для непосредственных исполнителей и предполагается получение как можно большего дохода на покрытие издержек производства и финансирование его расширения, если таковое будет экономически выгодным.
По содержанию плановых решений различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Стратегическое планирование является средством реализации стратегии предприятия, конкретным способом достижения принятых управленческих решений, направленных на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению обозримых целей, вытекающих из стратегических установок развития предприятия.
тактическое планирование проводится экономическое обоснование и уточнение стратегических установок предприятия с учётом тенденций развития рыночной ситуации. Тактическое планирование направлено на разработку конкретных планов экономического и социального развития предприятия, программ производственной и социальной деятельности.
оперативное планирование, выступающее заключительной стадией процесса планирования. Оно отражает развёрнутое продолжение тактического планирования, поскольку предполагает конкретизацию и детализацию производственной программы предприятия, а также производственных заданий каждого звена его организационно-технологической структуры (цех, участок, бригада, рабочее место) с целью координации их технологически-организационной и экономической деятельности.
38.Бизнес-планирование на предприятии и его назначение. Основ. разделы бизнес-плана и их содержание
Бизнес-план, как инструмент реализации стратегии предприятия, характеризуется конкретной детализацией поставленных целей и средств их достижения, обладает определённой самодостаточностью, а потому имеет чётко очерченные временные границы. Как правило, горизонт бизнес-плана составляет 3-5 лет.
Состав, структура и объём бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия, специализацией производства, размерами предполагаемого рынка сбыта, наличием конкурентов, перспективами роста предприятия. Исходя из указанных факторов, можно выделить следующие основные задачи бизнес-плана для сельскохозяйственного предприятия:
- оценка текущего состояния экономики предприятия и определение конкретных направлений его развития. (изменение специализации; внедрение новых технологий для производства продукции);
- обоснование экономической целесообразности реализации инвестиционного проекта на основе различных критериев экономической эффективности в пределах расчётного периода, определение его влияния на ликвидность предприятия, гибкость производственных программ, снижение (увеличение) риска в производственной деятельности;
- разработка схемы будущей деятельности предприятия для получения заданных результатов при установленных затратах и в определённый период времени.
- решение организационных и кадровых вопросов, условий мотивации труда работников (комфортность и престижность владения объектом бизнес-планирования);
- оценка финансовых возможностей для реализации инвестиционного проекта;
- определение окончательной цены на основе складывающихся издержек производства и реализации продукции, а также взаимосвязи затрат и потребительной стоимости, поскольку именно потребительная стоимость определяет верхнюю границу цены.
Вместе с тем при разработке бизнес-плана принято придерживаться определённой структуры, последовательности разделов и их содержания. Основными разделами стандартного бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия являются:
1. Исполнительное резюме. Данный раздел представляет собой краткое изложение основных идей бизнес-плана.
2. Возможности сельскохозяйственного предприятия и его характеристика.
3. Сельскохозяйственная товарная продукция и услуги, их виды, качество и характеристика.
4. Краткая характеристика рынков сбыта (характеристика конкурентов). В данном разделе предусматривается исследование динамики объёма продаж определение количества потенциальных покупателей, анализ способов активизации рынка в ходе маркетинга, определение факторов, влияющих на объём рыночного спроса.
5. План маркетинга и его стратегия. Маркетинговый план представляет собой план мероприятий по достижению намеченного объёма продаж и получению максимальной прибыли путём удовлетворения рыночных потребностей на основе результатов маркетинговых исследований (спрос на предлагаемую продукцию, анализ сегментов рынка, наличие конкурентов, отношение местной администрации к данному виду бизнеса и т.п.).
6. Производственный план. В рамках производственного плана отражается достаточность экономического потенциала предприятия для выполнения производственной программы.
7. Организационный план. Это программа действий по организации и управлению бизнес-планом. В программе указывается следующая информация:
- вид предпринимательской деятельности;
- организационная структура предприятия;
- кадровая политика и стратегия управления персоналом, заработная плата, повышение квалификации, режим труда и т.д.;
- правовое обеспечение деятельности предприятия.
8. Оценка рисков и управление ими.
9. Финансовый план - важнейшая составная часть бизнес-плана, в которой осуществляется обобщение материалов всех предыдущих разделов и представление их в стоимостном выражении. В финансовом плане аккумулируются плановые итоговые показатели на весь период реализации бизнес-проекта. Приводятся данные о прибыли, рентабельности, инестиционных и производственных издержках, денежных потоках.
10. Приложение. В приложении приводятся официальные документы, относящиеся к проекту, но не вошедшие в основные его разделы: отчёт по ревизии бухгалтерских документов, сертификаты, рецептура, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие качество и новизну предлагаемого продукта.