Экономические блага и их классификации.

Вся проблема экономической теории включает два фундаментальных факта - материальные потребности общества (безграничные и неудовлетворимые) и экономические ресурсы (ограниченные и редкие). Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека, т.е. его потребностей в товарах и услугах. Под потребностью понимается нужда в чём-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. По степени их удовлетворения они различаются так: Жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (питание, одежда и жилье, воздух, вода и здоровая окружающая среда и т.п.) Духовные потребности, определяющие культурный уровень человека и создающие комфортные условия жизни (картины, книги, предметы роскоши, изысканная одежда). Поведение потребителя мотивируется, с одной стороны, материальными потребностями, а с другой стороны - духовными. То, что для одного человека не представляет ценности, для другого человека - огромнейшая ценность. Например, если для зрячего человека очки вещь абсолютно бесполезная, а для человека с ослабленным зрением - вещь очень нужная

Благо - это средство удовлетворения потребностей человека. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономи­ческое благо является редким благом.

Товары, по мнению К. Менгера, это «экономическиеблага, … предназначенные для обмена».Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и ме­новая ценность (стоимость).Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж.С. Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой ценностью.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлет­ворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью.Потребительная ценность может непосредственно удовлетво­рять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворя­ют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д.

Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные челове­ческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно производится не для собственного потребления, а для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для по­требления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности дру­гих членов общества.

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1. Природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (или "возобновляемые" и "невозобновляемые")

2. Материальные - все созданные человеком средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства).

3. Трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалифицированному и культурно-образовательному.

Финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Наши рекомендации