Виды конкуренции. Совершенная конкуренция
Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации товара.
Виды конкуренции:
Внутриотраслевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одного товара.
Межотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды товаров.
Предметом конкуренции является эффективное вложение капитала, которое оценивается нормой прибыли:
, где:
P' - норма прибыли;
P - абсолютная прибыль;
K - капитал, приносящий эту прибыль.
Ценовая конкуренция - ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры:
Цена "статья слива" - используется, когда на рынке появляется свободная ниша, т.е. возможность определить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров.
Цена внедрения - временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке.
Цена лидера - существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать ценами, а следовать за ценой ведущей фирмы.
Психологическая цена - это установление цены на уровне несколько ниже, чем круглая высокая цена.
Неценовая конкуренция - это использование средств, не имеющих непосредственного отношения к цене: реклама, выставки, ярмарки, улучшение качества продукции и т.д.
Добросовестная конкуренция - при такой конкуренции соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношения с партнерами.
Недобросовестная конкуренция - это технический шпионаж, ложная реклама, подкуп и переманивание специалистов, использование чужого товарного знака.
Совершенная конкуренция - ее черты:
большое количество мелких продавцов и покупателей (только мелкие производители);
продаваемый продукт однороден у всех производителей;
невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи;
полная свобода выхода на рынок и ухода с него.
Несовершенная конкуренция и ее формы
Характерные признаки рынков несовершенной конкуренции Признаки Монополистическая конкуренция Олигархия Монополия
Число фирм Много фирм Несколько крупных фирм (3-5) Одна крупнейшая фирма
Тип продукта Дифференцированный Одинаковый или дифференцированный Уникальный
Условие вступления в рынок Сравнительно легкие Существуют препятствия Очень трудные
Контроль над ценами Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контроль
Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурента. Крупные размеры и значительный капитал фирмы являются не мобильными, поэтому наиболее выгодным в данных условиях является сговор о дележе рынка, который называется картельное соглашение. Картели не устойчивы, т.к. рынки распределяются между участниками по капиталу и по силе. Фирмы с низкими издержками производства склоны к нарушению этих соглашений, т.к. и при более низких ценах они могут получить высокие прибыли.
Картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.
Ограничение вступления на рынок осуществляется олигополистами в виде особой экономической политики - это жесткость цен, когда изменение издержек или спроса не приводит к изменению цены. Они стараются удержать цены, чтобы не допустить войну цен.
Олигополисты ориентируются на цены, установленные лидером, которые доминируют в данной отрасли. Это демонстрирует сговор, хотя документально он не заключен.
Три типа ценового лидерства:
Лидерство доминирующие фирмы - это ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства.
Тайный сговор о лидерстве - это коллективное лидерство нескольких кредитных фирм отрасли, учитывающих интересы друг друга.
Барометрическое ценовое лидерство - они объявляют справочные цены, но фактически цены, установленные фирмами, отличаются от них.
Через особые организации олигополисты ограничивают вход на рынок (список организаций):
Патентные пулы - соглашения о специализации и кооперации.
Консорциумы - это объединение фирм с целью проведения научно-исследовательских работ и совместного строительства крупных инвестиционных объектов.
Монополия как экономическое явление
Монополия - это антипод конкуренции. При монополии присутствует один крупнейший производитель.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара и получения максимальной прибыли.
Цель монополии - получение максимального дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Средства достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх номинальной и является формой реализации потенциала монополиста на рынке.
Процесс возникновения монополии:
Главная причина возникновения монополий - концентрация производства и капитала.
Современные формы концентрации производства:
Интеграция - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку от добычи сырья до готовой продукции (вертикальная интеграция).
Диверсификация - это объединение технологически разнородных предприятий родственных отраслей.
Конгломерация - это объединение под единым финансовым руководством, фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих к различным видам производства и сферам экономики.
Организационные формы монополии:
Картель - это монополистические соглашении о квотах выпускаемой продукции и разделов рынка сбыта.
Синдикаты - это монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.
Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.
Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.
Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций, не имеющих производственных и технологических связей с традиционными сферами деятельности главной фирмы.
Виды монополий:
Естественная - формируется на основе технологических потребностей производственных сил общества при высоком уровне конкуренции производства.
Искусственная - возникает на основе сговора или подавления конкурентов, искусственного барьера, предотвращающего проникновение конкурентов на монополистический рынок.
Лицензия - право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право - контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора.
Товарные знаки - это специальные символы, позволяющие узнать товар, услугу или фирму.
Патент - это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение, созданным им благом.
Случайная монополия - это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.
Монополизация рынка. Последствия и необходимость антимонопольного регулирования
Антимонопольная политика
Показатели измерения рыночной концентрации характеризуют и определяют уровень монополизации в экономике.
Методы измерения рыночной концентрации:
Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями.
Показатели степени рыночной концентрации и интенсивности конкуренции - считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях.
Коэффициент рыночной конкуренции, определяемый как процент продаж, приходящихся на определенное количество фирм, обычно 4, 8, 20, 50.
Чтобы избегать негативных явлений, государство вмешивается в экономику, используя антимонопольное регулирование, которое реализуется через:
административный контроль - это принудительная демонополизация, налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены, законодательство, препятствующее тайным сговорам.
организационный механизм - имеет целью антимонопольную профилактику путем либерализации рынков - это снижение таможенных пошлин, упрощение процедуры лицензирования, поддержка малого бизнеса, интернационализации рынка, производства товарозаменителей.
антимонопольное законодательство. Цель - регулирование структуры отрасли через запрещения предполагаемых слияний крупных фирм.
Основные направления демонополизации в Российской экономике:
контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;
контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (доля товара на рынке не должна превышать 35%);
представление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на данный рынок;
финансирования мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий и свободных экономических зон.
Предпринимательство. Экономическое содержание предпринимательства. Признаки и виды
Условия обособления предпринимательства в самостоятельный фактор производства:
Возникновение и развитие кредитных отношений;
Возникновение коллективной формы собственности и отношения распоряжения.
Три аспекта предпринимательства:
Предпринимательство как экономическая категория. Центральной проблемой здесь является установление субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, коллектив и государство. Таким образом, в рыночной экономике существует частное, коллективное и государственное предпринимательство. Объектом предпринимательства является наиболее эффективная комбинация факторов производства с целью максимизации дохода.
Предпринимательство как метод хозяйствования. Определяет предпринимателя как самостоятельного и независимого хозяйствующего субъекта, ответственного за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск, и ориентацию на достижение успеха.
Предпринимательство как тип экономического мышления. Характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подхода к принятию решений. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя.
В законодательстве РФ предпринимательство определено, как индивидуальная, самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.
Виды предпринимательства:
Производственное предпринимательство - осуществляет производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей.
Коммерческое предпринимательство - это перепродажа товаров и услуг, не связанная с производством продукции. Прибыль получают путем продажи товара по более высокой цене, чем его покупка.
Финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого предпринимательства. Объектом купли/продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство - проявляется в деятельности, соединяющее заинтересованные во взаимной сделке стороны.
Страховое предпринимательство - это особая форма финансового предпринимательства, заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая.
Риск - это возможность, вероятность отклонения от цели результата, ради которой и принималось решение.
Абсолютный риск - это величина возможных потерь в материальном и стоимостном выражении.
Относительный риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к базе, за которую принимается:
имущество предпринимателя;
затраты ресурсов на данную предпринимательскую деятельность;
ожидаемый доход от предпринимательства.
Потери - это снижение прибыли в сравнении с ожидаемой величиной.
Методы определения риска:
Статистический метод - это изучение статистики потерь в прошлом и составление прогноза на будущее.
Экспертный метод - это изучение мнения специалистов и опытных предпринимателей.
Расчетно-аналитический - использует математические приемы, выводит закономерности и осуществляет расчеты.
Модели предпринимательского поведения:
классическая модель - состоит в том, что предприниматель стремится организовать свою деятельность с максимальной отдачей от имеющихся в его распоряжении ресурсов.
инновационная модель - использует не только собственные ресурсы, но и внешние, что дает возможность выбирать наиболее выгодные варианты развития собственного предпринимательства.
Издержки производства. Сущность и структура. Классификация издержек
Издержки - это оплата приобретения факторов производства.
Маркс, рассматривая издержки, анализировал их с целью изучить особенности эксплуатации наемного труда. Он считал, чтобы произвести товар, общество должно затратить как живой, так и овеществленный труд. Живой труд он делит на необходимый и прибавочный.
Необходимый труд - это заработная плата наемных работников.
Прибавочный труд - это тот труд, который присваивает себе капиталист.
Эти затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества.
Затраты, которые понес капиталист, Маркс называет издержками производства.
Издержки производства = издержки общества - прибавочная стоимость.
Таким образом, Маркс выносит прибыль за пределы издержек.
Кроме издержек производства, Маркс выделяет издержки обращения, но учитывает в них только производительные, т.е. те, которые являются продолжением процесса производства. Издержки по организации торговли Маркс не считает ценообразующими.
Экономисты, в отличие от Маркса, рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника и считают, что предприниматель ждет доход от всех издержек без исключения. На основе этого они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее, как плату за риск.
Классификация издержек в зависимости от влияния на них увеличения объема производства: издержки делятся на постоянные (FC) и непостоянные (VC)
Постоянные издержки зависят от объема производства. Это арендная плата, проценты по кредиту, административно-управленческие расходы и т.д.
Переменные издержки - расходы, которые зависят от количества выпускаемой продукции - сырье, материалы, заработная плата и т.д.
FC + VC = TC
TC - валовые (общие) издержки.
Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних издержек, с помощью которых фирма может определить свою прибыльность.
,где:
ATC - средние валовые издержки;
AFC - средне-постоянные издержки на единицу продукции;
AVC - средне-переменные издержки на единицу продукции;
Q - объем произведенной продукции.
Цена = АТС + П
П = Цена - АТС
АТС = Цена - фирма имеет нулевой эффект
АТС > Цена - фирма несет убытки
АТС < Цена - фирма получает прибыль
В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные (экономические) издержки.
Бухгалтерские издержки - это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные издержки - это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способах использования ресурсов.
С точки зрения поступления средств, издержки делятся на внешние (явные) и внутренние (не явные).
Внешние издержки - это денежные затраты фирмы на приобретение факторов производства со стороны.
Внутренние издержки - это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
С целью определения максимального выпуска продукции, на которые может пойти фирма, рассчитывают предельные (МС) издержки - это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единице продукции по сравнению с данным объемом производства
Предельные издержки определяют стратегию фирмы и возможность увеличения объема производства.
Деятельность фирмы и ее издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде
Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, т.к. в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи.
Закон убывающей отдачи гласит: Начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному фиксированному ресурсу дает уменьшающейся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные.
График деятельности фирмы в краткосрочном периоде:
Допустим, фирма в своей деятельности использует один переменный ресурс - труд. Его отдачей является производительность. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро возрастает, затем прирост замедляется до тех пор, пока рабочих станков достаточно. Фирма нанимает 6 рабочих, обеспечивая себе оптимальный объем производства. Седьмого рабочего фирма не нанимает, т.к. он не сможет обеспечить прирост.
Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельными продуктом этого фактора.
В долгосрочном периоде фирма меняет все используемые факторы производства, т.е. все издержки становятся переменными. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора фирмы в области масштабов своей деятельности.
График деятельности фирмы в долгосрочном периоде:
ATC1, ATC2, ATC3 - это кривые средних валовых издержек в краткосрочном периоде. Они отражают минимальные издержки при максимальном объеме каждой отдельной фирмы. АТС1 снижается до 1000 единиц продукции. Дальнейшее увеличение объема производства не возможно, т.к. приводит к росту издержек, поэтому оптимальным является объем 1000 единиц продукции, такие же ситуации во второй и третьей фирмы. Для второй фирмы оптимальный объем 2000 единиц, для третей - 3000. Для выбора оптимального объема производства является ситуация на третей фирме, т.к. издержки С3 немного больше С2, но при этом выпускается на 50% продукции большие и издержки С3 меньше издержек С1.
Кривая AC - это кривая средних издержек в долгосрочном периоде. Положение этой кривой объясняется эффектом масштаба, который отражает зависимость изменения издержек от изменения объема производства.
Положительный эффект масштаба - это увеличение размеров предприятия и уменьшение издержек, вызывается следующим: по мере роста размера фирмы увеличиваются возможности использования преимущества специализации в производстве и управлении, на более крупных фирмах применяется высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование - т.е. имеется больше возможностей для развития побочных производств и безотходных технологий.
Отрицательный эффект масштаба - это увеличение размеров фирмы и рост издержек производства - происходит в результате следующих процессов:
снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, которая становится неповоротливой и теряет гибкость;
затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.
Минимизация издержек. Основные направления уменьшения издержек
Издержки производства зависят от эффективного использования экономических ресурсов и определяются ценой ресурсов, приходящихся на единицу продукции.
Для обеспечения минимизации издержек фирме необходимо принять следующие решения:
как наилучшим способом организовать производство имеющихся производственных мощностей;
какие новые производственные мощности выбрать с учетом научно-технического прогресса;
как наилучшим способом приспособиться к открытиям и изобретениям.
Правильное решение этих задач должно привести к получению прибыли.
График количества выпускаемой продукции в функции минимальных издержек производства:
Изокоста - это графическое изображение производственной функции с помощью прямой линии, на которой показаны все сочетания факторов производства, использование которых требует одинаковых затрат.
K - объем производства продукции;
L - труд;
С0, С1, С2, С3 - изокосты;
Q = B * (K*L) - производственная функция фирмы в долгосрочном периоде.
Кривая Q определяет объем производства фирмы, при котором она должна осуществлять минимальные издержки.
Фирма не может избрать изокосту C0, т.к. нет такого сочетания факторов, которое бы обеспечило выпуск продукции Q при их стоимости, равной C0. Заданный объем производства может быть обеспечен при затратах C2, когда затраты труда и капитала соответственно равны: K2L2 а точке A и K3L3 в точке B, но в этом случае издержки не будут минимальными, поэтому на графике видно, что наиболее эффективное решение - точка N(K1L1), что обеспечивает минимизацию издержек производства. Т.к. меняются цены на факторы производства, C1 меняет свой наклон до C3. Т.к. увеличивается скорость капитала, оптимальным вариантом будет точка M(K4L4), что обеспечивает минимизацию издержек.
Состояние равновесия определяется условиями получения максимальной прибыли. Чтобы достичь этого, фирма должна использовать переменные ресурсы в таких количествах, при которых отношение нормы технологического замещения одного ресурса на другой, равный отношению цен этих ресурсов.
Постоянный эффект роста масштаба производства характеризуется тем, что объем выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов.
P - цена реализации.
Убывающий эффект роста масштаба производства характеризуется тем, что объем выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов.
Увеличивающийся эффект масштаба производства характеризуется тем, что объем выпуска продукции увеличивается в пропорции, которая превышает пропорцию увеличения затрат ресурсов.
Основные направление уменьшения издержек производства:
Использование достижений научно-технического прогресса;
Совершенствование организации производства на основе повышения производительности труда за счет снижения потерь рабочего времени;
Государственное регулирование экономических процессов.
Рынки ресурсов. Сущность и функции рынков ресурсов
Совокупность рынков ресурсов в современной экономике выполняет следующие функции:
Содействует более эффективному производству товаров и услуг;
Помогает определять, для кого производить товары и услуги, т.к. плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Рынок труда определяет своим объектом рабочую силу, которая продает свою способность к труду.
Рабочая сила характеризуется:
разными физическими данными и разными способностями;
не одинаковой квалификацией людей, определяющей необходимость различий в зарплате в разных профессиях;
рабочая сила мобильна;
труд неотделим от человека и неизбежно включает социальный, психологический, политический аспекты.
Факторы, влияющие на формирование предложения рабочей силы:
демографические факторы;
экономические факторы;
психологические факторы - это способности, желание, стремление работать;
социальные факторы - уровень образования и подготовки кадров.
Спрос на рабочую силу формируется на уровне отдельной фирмы, а предложение труда на уровень отросли всей промышленности и общества в целом.
Цена рабочей силы (труда) - это заработная плата, которая формируется путем конкуренции на уровне всего народного хозяйства, поэтому, как правило, во всех регионах устанавливается одинаковый уровень заработной платы работников одной профессии.
Конкурентный рынок труда характеризуется большим количеством фирм, нанимающих рабочую силу. Множество работников одной квалификации не могут и фирмы не могут контролировать уровень заработной платы.
График определения уровня заработной платы на конкурентном рынке:
W - заработная плата;
L - труд;
D - кривая спроса;
S - кривая предложения.
Точка E устраивает и продавца и покупателя. На конкурентном рынке продавец и покупатель независимы. We - заработная плата, устраивающая и продавца и покупателя и оплачивающая количество труда Le.
Модель монопсония - это структура рынка, характеризуется одним покупателем на рынке, который влияет на величину заработной платы, затрудняет мобильность рабочей силы, т.е. возможность ее перехода на другой рабочее место.
График определения уровня заработной платы на рынке монопсонии:
- это дополнительный доход, который получает монопсонист.
Спрос на рабочую силу сократился до точки b и приводится в соответствии с предложением в точку c. Заработная плата снижается с We до Wc, количество труда сокращается с Le до Lc. Дополнительный доход монопсониста составляет WeacWc ( ).
Профсоюзная модель - обеспечивает коллективную продажу рабочей силы через профсоюз.
Способы повышения заработной платы профсоюзами:
Введение ограничений на предложение труда;
Увеличение уровня стандартной заработной платы;
Увеличение спроса на труд;
Устранение эксплуатации труда монопсонистом.
Рынок природных ресурсов (рынок земель) определяется фиксированной площадью земли, поэтому предложение земли характеризуется абсолютной неэластичностью. Ограниченность предложения усиливается закрепленностью земли в собственность (частную). Спрос устойчиво выше т.к. растет потребность в продукции сельского хозяйства и полезных ископаемых - рост неземельческого населения в условиях урбанизации.
Рынок капитала делится на рынок денежного и физического капитала.
Физический капитал - это фактор длительности пользования, который учувствует в производстве на протяжении многих лет (здания, сооружения, станки). Чтобы решить, выгодно ли капиталовложения, фирма сравнивает стоимость капитала с будущей прибылью и определяет необходимость приобретения данного капитала. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием, а стоимость будущих доходов - дисконтируемой стоимостью.
Рынок денежного капитала включает рынок собственного и заемного капитала.
Ценообразование на факторы производства. Особенности спроса и предложения основных факторов производства
Ценообразование на факторы производства по Адаму Смиту:
Цена факторов производства определяется ценой конечных продуктов употребления, производимых с помощью этих факторов. Цена на ресурсы - производная цена от цен на потребительские товары.
Ценообразование на факторы производства связано с доходами собственников, владеющих этими факторами.
Анализируя цену ресурсов, Смит определяет естественную цену товара. Эта цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными нормами ренты, зарплаты и прибыли, затраченных для производства и доставки товаров на рынок.
Фактическая цена может отклоняться от естественной или совпадать с нею в момент продажи на рынке. Рыночная цена определяется отношением между количеством товара, доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену.
Теория распределения доходов по собственности на факторы производства.
Родоначальник - Рикардо. Современные экономисты - Кларк и Видель.
При определении дохода и цены любого переменного фактора, в основу положен предельный продукт данного фактора. Таким образом, теория предельного продукта положена в основу теории ценообразования на факторы производства.
Вознаграждение факторов производства их цена на рынке определяются предельной производительностью каждого фактора и обеспечивают фирме максимизация прибыли при минимизации издержек.
Спрос на факторы производства определяется:
спросом на потребительские товары;
спрос предъявляют только предприниматели и фирмы;
предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, незамеченного конкурентами;
рынки дают информацию о ценах, объемах предложения, технических характеристиках факторов производства;
рынки дают информацию о ценах, объем предложения, технических характеристиках факторов производства;
факторы производства взаимозаменяемы и взаимодополняемы;
изменение цен на один фактор вызывает изменение цен на другие факторы.
Предложение факторов производства зависит от:
доходов данного фактора производства;
наличия всех факторов производства на рынке;
редкость и ограниченность экономических ресурсов, которые ограничены законом редкости ограниченности ресурсов: они редки и ограничены относительно потребности производства для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.