Сущность собственности, формы собственности

Собственность занимает определяющее место в системе производственных отношений по следующим признакам:

Собственность - фундамент всей системы общественных отношений;

От собственности зависит положение определенных слоев общества и возможность использования ими факторов производства;

Собственность - это главная движущая сила развития производственных сил;

Каждой экономической системе присуща основная специфическая для него форма собственности.

Собственность (как юридическая категория) - это право пользоваться и распоряжаться вещами.

Собственность (как экономическая категория) - это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения благ, в особенности средств производства.

Субъект собственности - это активная сторона отношений собственности, имеющая право обладать объектом собственности.

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметом природы, вещества, энергии, имущества, информации.

Отношения собственности:

Субъектно-объектные отношения.

Между собственником и объектом собственности различают отношения владения, пользования, распоряжения (высшая форма развития) и ответственности.

Субъектно-субъектгные отношения.

Отношения между субъектами по поводу объекта собственности, которые возникают:

когда приходится делить существующую собственность;

по поводу создания новой формы собственности.

С 1 января 1991 года в России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:

частная;

коллективная;

государственная;

смешенная с иностранными гражданами и государствами.

Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в коллективную или частную посредством передачи или продажи.

Товар и его свойства. Стоимость, цена, полезность

Основой возникновения рыночной экономики является товарное производство.

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товар имеет два свойства:

Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости.

Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях.

Потребительская стоимость производится конкретным трудом, а меновая стоимость - абстрактным трудом. Это объясняет двойственный характер труда и наличие двух свойств товара.

Цена - это денежное выражение стоимости.

В основе определения стоимости лежат общественно-необходимые затраты труда - это средние затраты труда при среднем уровне развития производства, при средней обеспеченности факторами производства.

Пример - Расчет общественно необходимых затрат труда:

х цена производства Цена продажи единицы Стоимостьвсего Прибыль

I 100ед х 2 = 200 3 300 +100

II 40ед х 3 = 120 3 120 0

III 20ед х 8 = 160 3 60 -100

Итого:

произведено единиц (100 + 40 + 20) = 160

стоимость производства (200+120+160) = 480

Общественно необходимые затраты труда = 480/160 = 3

Закон стоимости - это основной закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товара должны осуществляться с общественно-необходимыми затратами труда, величиной их стоимости и потребительной стоимости.

Функции закона стоимости:

Регулятор первичного производства;

Стимулирует товаропроизводителей;

Дифференциация товаропроизводителей - это доход, убыток, которые получают производители.

рудовая теория стоимости. Теория предельной полезности

Сторонники классической политической экономики впервые рассмотрели проблему стоимости как фундаментальную проблему экономической теории.

Адам Смит считал, что цена товара во-первых определяется затраченным трудом на него, во-вторых складывается из затрат труда, прибыли, процента на капитал земельной ренты, т.е. определяется издержками производства.

Риккардо считал труд единственным качественным основанием ценообразования, а измерителем труда считал рабочее время.

Теория трех факторов рассматривала создание стоимости, во-первых, не с функционированием одного какого-либо фактора производства, а с несколькими, т.к. их насчитывалось 3: труд, земля, капитал, и приписывала создание стоимости всем трем факторам, во-вторых, стоимость рассматривалась как слагаемое из доходных факторов производства, в третьих, в качестве основных доходов применялись: заработная плата, прибыль, процент и рента.

Основные положения трудовой теории стоимости:

Стоимость баланса является рыночная и естественная. Естественная стоимость является центром, к которому стремится рыночная стоимость;

Рыночная стоимость определяется спросом и предложением;

Естественная стоимость зависит от ограниченности блага и величины издержек производства;

Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на капитал, и определяются в конечном счете количеством затраченного труда.

Теория предельной полезности исходным явлением при определении стоимости избрала отношение человека к вещам и субъективную оценку полезности блага.

Суть маржиналистичесской революции заключается в следующем:

В теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ на основе их субъективной полезности для потребителя;

Был использован принцип предельности, что определило переход от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных величин, т.е. дополнительных;

Переход к анализу последовательных изменений предельных величин позволил в экономической теории широко применять математические методы.

Главные идеи маржинализма:

Неприемлемо определение стоимости с затратами труда.

Стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого потребителем, т.е. предельной полезностью блага.

Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями.

Введено понятие предельной величины и на основе этого разграничены общая и предельная полезность блага.

Предельная полезность блага - это полезность последней единицы каждого блага, т.е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.

Общая (совокупная) полезность блага - это полезность всего запаса данного блага.

Стоимость труда и капитала, т.е. издержки производства, определяются как производственные от стоимости потребительских товаров.

Закон убывающей предельной полезности гласит: Начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта, будут приносить потребителю уменьшающееся добавочное удовлетворение.

Для того чтобы завершить построение всего учения, необходимо соединить полезность с общественными издержками, создать теорию сопоставления результатов и затрат.

Таким образом, возникает теория неоклассического анализа. Наибольший вклад в эту теорию внес Маршал, который отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.

Возникновение денег, сущность денег, функции денег

Появлению денег предшествовал длительный процесс развития и смены форм стоимости:

(Т - товар)

Простая (случайная) форма стоимости

Т1 = Т2

Т1 - относительная форма стоимости

Т2 - эквивалентная форма стоимости

Полная (развернутая) форма стоимости

Т1 = Т2 = Т3 = Т4 …

Является неэффективной

Всеобщая форма стоимости

Т1 = Т2, Т3, Т4

Денежная форма собственности

Т2, Т3, Т4 = Д (деньги)

Деньги - это специфический товар, обладающий абсолютной ликвидностью (т.е. деньги имеют постоянно высокий спрос).

Золото стало деньгами благодаря: сохранности, портативности, экономической делимости, относительной редкости в природе.

Функции денег:

Мера стоимости устанавливается государством в законодательном порядке и показывает, сколько грамм золота содержится в одной денежной единице. Весовое количество золота, принятое за денежную единицу, называется масштаб цен.

Цена - денежное выражение стоимости. В настоящее время функцию меру стоимости выполняют бумажные деньги как средство обращения, состоит в том, что они являются посредниками в процессе обмена товаров и услуг.

Деньги как средство обращения.

Деньги как средство накопления и образования сокровищ.

Закон Фишера определяет количество денег, необходимое для обращения

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

, где

М - масса денег необходимого обращения;

Р - уровень товарных цен;

Q - количество обращающихся товаров;

V - скорость обращения денег.

Сущность и функции рынка и его структур. Инфраструктура рынка

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов.

В рыночной экономике действуют три субъекта:

Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;

Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;

Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.

Условия возникновения рынка:

Общественное разделение труда;

Экономическое обособление производителей;

Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

Рыночная конъюнктура - это временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени.

Основные показатели конъюнктуры:

динамика производства и строительства;

величина товарных запасов;

движение цен, процента курса ценных бумаг;

изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства;

соотношение между численностью занятых и безработных.

Факторы увеличения рыночной конъюнктуры:

регулирование масштабов инвестиций;

изменение условий и масштабов государственных заказов;

пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;

регулирование величины денежных сбережений населения.

Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов, специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка.

Рынок труда и услуг - это товарная биржа, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, магазины, выставки, рекламные агентства, посреднические компании, сервисные службы.

Рынок капиталов - состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

Кредитный рынок - это банки, страховые компании, инвестиционные компании, различные фонды.

Рынок ценных бумаг - это фондовые биржи.

Рынок труда - это биржа труда, бюро по трудоустройству, бюро занятости.

Теория спроса и предложения

Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость.

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя эффектами:

Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.

Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.

Движение кривой спроса внутри осей координат осуществляется под влиянием неценовых факторов:

изменение в денежных доходах населения;

изменение в структуре населения;

изменение цен на товары-заменители;

изменение потребительских предпочтений под воздействием моды и рекламы.

Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг:

Сырье;

Товары производственного назначения;

Труд;

Капитал;

Товары потребительского назначения:

изделия длительного пользования;

изделия краткосрочного пользования;

услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.

Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.

График кривой предложения:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

Прямая зависимость. Кривая предложения имеет положительный наклон.

Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов:

цены на ресурсы;

уровень технологий и производства;

налоги и дотации;

цены на взаимозаменяемые товары;

ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;

число продавцов.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);

экономическая конъюнктура;

уровень конкуренции;

налоговая политика государства;

торговля.

Прямая зависимость. Кривая предложения имеет положительный наклон.

Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов:

цены на ресурсы;

уровень технологий и производства;

налоги и дотации;

цены на взаимозаменяемые товары;

ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;

число продавцов.

На динамику предложения влияют следующие факторы:

выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);

экономическая конъюнктура;

уровень конкуренции;

налоговая политика государства;

торговля.

Цена в рыночной экономике. Функции и виды цен. Рыночное равновесие. Равновесная функция цены

Формирование рыночной цены рассматривается в трех периодах:

Условие мгновенного равновесия. Предложение товара доминировало, поэтому цена полностью зависит от спроса.

В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

Предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

Функции цены:

Ориентирующая - дает информацию покупателям и продавцам;

Стимулирующая - способствует наиболее экономичным способам производства и реализации спроса;

Распределительная - благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Виды цен:

Государственные цены - устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально-экономические товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

фиксированная цена - жестко устанавливается правительством;

регулируемые цены с учетом спроса и предложения.

Договорные цены - устанавливаются на основе спроса и предложения на данный товар;

Мировые цены - применяются в мировой торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Продавец приходит на рынок с ценой предложения. Покупатель приходит на рынок с ценой спроса. Между ними достигается компромисс в виде рыночной цены, по которой продается товар.

Рыночную цену называют ценой равновесия, которая определяется на уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

График равновесной цены:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

P1 < Pe

На рынке складывается ситуация, когда предложение Qa меньше спроса Qb и на рынке наступает дефицит товара, который отражается на графике отрезком ab.

P2 > Pe

На рынке складывается ситуация, когда Qc меньше Qd и на рынке устанавливается перепроизводство, т.е. избыток товара.

Равновесная цена четко зафиксирована во всех странах:

по горизонтали, стремлением участников рынка к преодолению дефицита производства. Механизм реализации этого стремления - изменение количества товара.

по вертикали, стремлением к достижению предельной выгодности. Механизм реализации - изменение уровня цен. P1, P2 => Pe.

Теория эластичности, спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность

Эластичность - это изменение одной величины под влиянием изменения другой величины.

Ценовая эластичность спроса - это изменение величины спроса под влиянием динамики цены.

Если большое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос называется эластичным.

Если даже очень большое изменение цены вызывает незначительное изменение величины спроса, то такой спрос называется не эластичным.

Коэффициент эластичности спроса:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

Kэd > 1 - спрос эластичный

Kэd < 1 - спрос не эластичный

Факторы, влияющие на коэффициент эластичности:

величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар;

число конкурирующих продавцов данного товара.

Эластичность спроса по доходу показывает изменение спроса при изменении дохода потребителя.

Перекрестная эластичность позволяет измерить насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт б.

Эластичность предложения по цене - это изменение величины цены под влиянием динамики цены.

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

При оценке эластичности предложения рассматриваются различные временные периоды:

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Значит, она абсолютно не эластична.

В среднесрочном периоде фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, т.е. больше нуля.

В долгосрочном периоде фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения становится максимальной.

Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Потребительское равновесие

Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. Главным ограничителем для потребителя является размер дохода, поэтому он должен постоянно совершать выбор.

Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто выбрал наилучший вариант потребительского поведения, т.е. максимизировал полезность при ограниченном доходе. В этом и состоит сущность теории потребительского поведения.

Анализ поведения потребителя рассматривает его с двух сторон:

Что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе;

Что он хотел бы иметь из данного набора вариантов.

Для более глубокого объяснения поведения потребителя используется метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе.

График бюджетной линии:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет.

Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны.

Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон.

Таким образом, расположение бюджетных линий зависит:

от величины денежного дохода;

от влияния изменения цены.

Желая приобрести товары, входящие в набор, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.

График кривой безразличия:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения.

Полезность, которую потребитель теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия.

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его бюджета будет максимальной.

Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан.

График оптимального выбора:

Сущность собственности, формы собственности - student2.ru

Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя.

Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.

Наши рекомендации