Субъекты и объекты рыночной экономики.
Субъекты:
1.домохозяйства – экономическая единица, которая является собственником хотя бы одного из экономических ресурсов, самостоятельно принимает решение и имеющая целью максимизацию потребностей с наименьшими затратами.
2. Фирма –экономическая единица, самостоятельно принимающая решение, создающая экономические блага для реализации их другим фирмам и государству. Цель: максимизацию потребностей с наименьшими затратами.
3. государство. Это все правительственные организации и учреждения обладающие политической и юридической властью, имеющая возможность вмешиваться в рыночные отношения, но только в случае необходимости.
Объекты:
1.Рынок товаров и услуг, 2.рынок факторов производства, 3.финансовый рынок
Взаимоотношения между объектами и субъектами рынка это экономический кругооборот.
Внешний контур. Домохозяйства предлагают фактор производства на соответствующий рынок. Фирма предъявляет спрос, т.е. покупает эти факторы, производит товары и услуги и предлагает на соответствующий рынок. Т.о. экономический кругооборот с точки зрения спроса и предложения м/у домохозяйствами и фирмой можно представит в вИДЕ линий:
Предложение- Спрос- предложение- спрос
Внутренний контур. Продавая факторы производства фирме домохозяйство получает доход в виде з/платы, ренты, процентов, части прибыли, на этот доход домохозяйства приобретают товары и услуги, фирма от реализации товаров и услуг получает доход, который расходуется на покупку необходимых факторов производства.
Доход-расход-доход-расход
Экономические системы.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся обществом на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм представляет собой экономическую систему этого общества. Без наличия системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения.
Их 4:
1. Традиционное введение хозяйства –в этой системе преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление. Все экономические проблемы решаются на основе этих принципов. Основа действий -ручной труд и многоукладность экономики.
2. рыночная экономика . в основе развития лежит действие рыночного механизма. Основными принципами являются: Частная собственность, свобода выбора деятельности, конкурентная борьба между производителями, между потребителями. Конкуренция- движущий фактор действия людей. А.Смит «система невидимой руки»
3. В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.(что как для кого производить)
4. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Сущность и функции рынка.
В широком смысле рыночные отношения носят всеобщий характер, т.е. охватывают весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства т на всех уровнях экономической системы данного общества.
Функции рынка:
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Функции рынка:
регулирующая.В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена—сигнал к расширению производства, падает—сигнал к сокращению.
стимулирующая. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
информациднная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка заключается в том, потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости; спроса и предложения; закон о денежном обращении
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный спрос и рыночное предложение. Образование рыночной цены
Спрос— это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара. Неценовые факторы, влияющие на спрос:1.Уровень доходов в обществе.2.Размеры рынка.3.Мода, сезонность.4.Наличие товаров-субститутов (заменителей)5.Инфляционные ожидания
Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.Факторы, влияющие на предложение:
1.Наличие товаров заменителей.2.Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3.Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6.Природные условия7.Ожидания (инфляционные, социально-политические)8.Размеры рынка
Рыночная цена-цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения. Выделяют следующие ценообразующие факторы: Затраты; Ценность товара; Спрос и его эластичность; Конкуренция; Государственное влияние. Процесс формирования рыночных цен включает следующие этапы:
· постановка задач ценообразования· определение спроса· оценка издержек производства· анализ цен и ассортимента товаров конкурентов· выбор метода установления цен· определение окончательной цены.