Коэффициенты эластичности по товарам Гиффена.
Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффенавсё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.
Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
* Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их выметать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.
* Отрицательная эластичность спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут — опасаются, что подделка. В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию — товары Веблена.
Товары Гиффена имеют положительную эластичность спроса по цене.
27. Коэффициенты эластичности спроса по доходам. Эластичности по доходам для групп товаров.
При случае: цены неизменны. При неизменных ценах с ростом дохода растет и спрос на большинство благ (кроме наиболее дешевых, низкокачественных), следовательно, эластичности спроса по доходу
По величине можно выделить три группы товаров: первой необходимости (I), второй необходимости (II) и роскоши (III) (Рис). Спрос на товары группы I с ростом дохода, начиная с s1, постепенно замедляется и имеет предел насыщения d1 . Спрос на товар группы IIпоявляется только начиная с определенного уровня дохода s2 и также имеет предел насыщения, но более высокий d2 . Для этих групп, как правило,
А для наименее ценных товаров (например картофеля). Спрос на товары группы III обусловлен получением большого дохода ( и предела не имеет. Обычно В более сложных моделях при анализе спроса на данное благо (или группу) учитывают также цены на некоторые другие товары, которые могут оказать на него заметное влияние. Такими товарами выступают взаимозаменяемые и взаимодополняющие блага.