Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России.
Социально-экономическое развитие Европейского Северасвязано с перспективами реконструкции и технического перевооружения, наращиванием экспортного потенциала ведущих промышленных комплексов: топливно-энергетического (прежде всего нефте- и газодобывающей промышленности, энергетики), военно-промышленного (машиностроение и ввод мощностей по производству платформ, судов и другого оборудования для морской добычи нефти и газа), а также лесохимического, ориентирующегося на глубокую и экологически безопасную переработку древесины по современным технологиям. Именно ставка на данные отрасли позволяет привлекать необходимые инвестиции, пополнять местные и федеральный бюджеты, а на этой основе осуществлять более эффективную социальную и экологическую политику, развивать отрасли второго эшелона — цветную металлургию, нефтехимию, горнохимическое производство (добычу и переработку апатитов), рыбное хозяйство. В перспективе к основным экспорториентированным отраслям может добавиться и алмазодобывающая промышленность, ориентированная на Месторождение «им. М.В.Ломоносова».
Отрасль специализации региона — угольную промышленность — ожидает реструктуризация: вывод из эксплуатации нерентабельных и аварийных щахт Печорского угольного бассейна. Добыча угля при этом должна стабилизироваться или даже несколько возрасти в зависимости от потребительского спроса на коксующиеся и энергетические угли в Северном и соседнем с ним экономическом районе.
Европейский Север является наиболее эффективным сырьевым рынком по отношению к другим европейским районам России и потребительским рынкам в Западной Европе. Он практически обречен на максимальное развитие добывающих отраслей промышленности — добычи:
- нефти и газа — в Республике Коми, Ненецком АО и на шельфе Баренцева моря;
- железной руды — в Республике Карелия и Мурманской области;
- марганцевой руды — в Республике Коми;
- апатито-нефелиновых руд — в Мурманской области;
- бокситов — в Архангельской области и Республике Коми;
- никелевых руд и руд редких металлов — в Мурманской области,
- а в перспективе, возможно, оловянных руд в Карелии и рудного золота в Республике Коми.
Регион располагает для этого наиболее благоприятными предпосылками:
- относительно развитой транспортной инфраструктурой,
- близостью сырьевых ресурсов к потенциальным потребителям и, как следствие,
- максимальной инвестиционной привлекательностью (например, Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений на шельфе Баренцева моря, лесопромышленного комплекса, месторождений алмазов, рыбопромысловых ресурсов и других).
В современных экономических условиях регион нуждается в реструктуризации предприятий машиностроения и легкой промышленности.
Решение экологических проблем связано с техническим перевооружением основных отраслей промышленности: цветной металлургии и лесохимии, а также с улучшением экологического положения на объектах Министерства обороны РФ (атомный флот, Новоземельский ядерный полигон).
В настоящее время в очень небольшой степени используется биологический потенциал дальневосточных морей, который при развитии современных методов аквакультуры и кооперации с соседними странами может обеспечить многократное увеличение продуктивности промысла рыбы и других морепродуктов.
58.
Приграничное сотрудничество
Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
- мирное разрешение приграничных споров;
- взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
- обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
- ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
- учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно - ресурсных, социально - экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
- соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.
Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно - курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:
- создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;
- развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
- содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;
- упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;
- совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
- совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально - демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
- обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
- создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;
- повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
- осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;
- создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
- создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
- противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
- содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
21 апреля 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 234 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления приграничного сотрудничества отнесены к ведению Министерства регионального развития Российской Федерации.