Монопольная власть: источники, издержки, измерения.

Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. Фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар.

Источники монопольной власти:

1) ЭЛАСТИЧНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА

Если имеется только одна-единственная фирма (чи­стый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фир­мы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса ус­танавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.

Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК (Организация стран — экспортёров нефти) смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы — начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значитель­но эластичнее, и именно поэтому попытки производи­телей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монополь­ную власть отдельных производителей.

ЧИСЛО ФИРМ НА РЫНКЕ

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фир­мы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать по­терь от уменьшения объема реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т. е. фирм, имеющих существенную долю на рынке).

Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не исте­чет срок действия патента. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масшта­ба может привести к созданию такой ситуации, когда на­личие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация назы­вается естественной монополией.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ФИРМАМИ

Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рын­ке действуют четыре фирмы. Как они могут конкури­ровать друг с другом? Они могут, например, конкури­ровать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь поте­рять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объ­ема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может по­лучить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать раз­личными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

Издержки: Монопольная власть приводит к росту цен и уменьшению объёма производства. Можно ждать снижения роста доходов потребителей и рост благосостояния фирм.

Измерения: способом измерениямонопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = ( P – MC ) / P

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Билет №38

Наши рекомендации