Издержки производства. Понятие альтернативных издержек, явные и неявные издержки.
Издержки производства (С) – это стоимость использованных факторов производства. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных продуктов. Отсюда: все издержки производства по природе своейальтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве.
Альтернативные издержки — это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях.
Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.
Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, изменить состав управленческого персонала, использовать новую технологию производства.
Отсутствие в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних издержек (LAТC). А основной целью фирмы в области издержек можно считать организацию производства "нужного масштаба", обеспечивающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками.
В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки ( TFC) – это денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, процент по кредиту, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата управленцам, охрана и т.д.)
Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже если фирма ничего не производит, поэтому на графике постоянные издержки выражаются прямой, параллельной оси абсцисс.
Переменные издержки ( TVC) – это денежные затраты, изменяющиеся вместе с объемом выпуска продукта. Это расходы на сырье, вспомогательные материалы, труд и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально выпуску продукции, поэтому на графике кривая переменных издержек – восходящая линия.
Выручка и прибыль фирмы. Принцип максимизации прибыли. Эффект масштаба.
Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается многообразием целей и устремлений. Однако получение прибыли — одна из основных ее целей, определяющее условие функционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ориентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.
Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.
эффект масштаба
под масштабом понимается размер фирмы,измеренный объемом выпуска.
Положительные стороны крупных фирм
· возможность массового производства
· могут быть проводниками нтп(научно-технич. Прогресс)
· доступная экономия труда через экономию на масштабах производства
· возможность производства второстепенного продукта или безотходного производства
Минусыыыыыыы
· увеличение транспортных расходов
· возрастание трудностей управления производства
негибкость,бюрократизация процесса принятия решения
ПРоизводитель при определенном кол-ве опр.факторов и при прочих неизменных факторов
Конкуренция и ее виды.
Конкуренция и рыночная власть