Профессиографический анализ на основе обязанностей

Профессиографический анализ на основе обязанностей (также именуемый в литературе анализом, ориентированным на работника) поставляет информацию, менее конкретизированную, чем анализ заданий, но более конкретизированную, чем общие характеристики работы. Этот метод начинается с работы со стандартизированным опросником, детализированным письменным перечнем вопросов, располагаемых в установленном порядке. В этом отношении он подобен структурированному интервью; основное различие между ними состоит в том, что в стандартизированном опроснике оговорено, какие ответы (и вопросы) следует выбирать. Опросник подобен тесту с множественным выбором, хотя это в действительности не тест, а только способ сбора информации.

Из имеющихся в наличии готовых стандартизированных опросников для профессиографического анализа наиболее обширную исследовательскую базу имеет Position Analysis Questionnaire (Опросник анализа должностей, PAQ), разработанный в Purdue University (McCormick, Jeanneret & Mecham, 1972). PAQ включает в себя 194 вопроса, которые разбиты на шесть групп: контекст работы, выпускаемая продукция, интеллектуальные процессы, входная информация, отношения с другими людьми и другие характеристики работы.

Образец страницы из серии вопросов «Контекст работы» Position Analysis Questionnaire приведен в примере 11.4. Каждый из этих вопросов (как и все остальные) оценивается по одной из шести шкал, в соответствии с его уместностью. Две шкалы — возможность появления и значимость для работы — показаны в примере. Четыре остальные шкалы — это диапазон использования, степень детализации, количество времени и применяемость. Конечным результатом оценки работы с помощью 194 вопросов PAQ является большой объем информации о составляющих, или элементах, профессии. Результаты многочисленных исследований основных характеристик работы (тип обязанностей), стоящих за этими элементами, немного варьируют в зависимости от формы используемого PAQ и метода анализа.

Следующие 12 характеристик были предложены Мечэмом (Mecham, 1977), одним из разработчиков этого метода:

1. Участие в физической деятельности.

2. Управление машинами или оборудованием.

3. Контакты с общественностью или клиентами.

4. Работа, требующая знания производственной среды.

5. Осуществление услуг или родственная деятельность.

6. Канцелярская работа или родственная деятельность.

7. Техническая работа или родственная деятельность.

8. Выполнение рутинных или повторных операций.

9. Контроль за работой персонала или координация его действий.

10. Работа в дневные часы либо другие рабочие графики.

11. Работа в неприятных, опасных или стесненных условиях.

12. Работа, связанная с принятием решении, общением с людьми или общей ответственностью.

В руководстве по PAQ можно найти информацию, необходимую для сравнения любого вопроса опросника с основными характеристиками, перечисленными выше. Результаты работы с опросником могут затем быть использованы для разработки полного описания работы на основе этих 12 характеристик, а не на основе 194 элементов. Например, работа телефонного оператора может быть описана как работа, имеющая высокие показатели характеристик 2, 3, 5, 8 и 12 и низкие показатели характеристик 1, 4, б, 7, 9, 10 и 11 (хотя это несколько упрощает процесс).

PAQ успешно используется студентами колледжей, штатными работниками и руководителями, а также профессиографическими аналитиками, но в некоторых производственных ситуациях относительно высокий уровень навыков, необходимых для заполнения опросника, может служить препятствием для работы с ним. Job Element Inventory («Перечень элементов работы», или/Е7) (Cornelius & Hakel, 1978), позволяет сделать то же самое при намного более низких требованиях, предъявляемых к навыкам. Ни один из опросников не годится для всех профессий. Большое количество ответов «Не имеет значения» (см. пример 11.4) должно сигнализировать о том, что для данной работы более приемлем какой-то другой опросник или метод.

Пример 11.4

РАQ: ПРИМЕР СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Контекст работы

Профессиографический анализ на основе обязанностей - student2.ru

Наши рекомендации