Теория мотивации К.Альдерфера
К. Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности: а) экзистенциальные (existence); б) социальные (relatedness); в) развития (growth). Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) дали название этой теории — ERG-теория. Экзистенциальные потребности связаны с удовлетворением базовых потребностей. Вторая группа потребностей связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. И, наконец, потребности развития — это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации. В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Так, человек может, например, стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей.
Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность — ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня. ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.
В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей.
Теория Х – Y Макгрегора
Вопрос. Дуглас Мак-Грегор (1906 – 1964) – социальный психолог.
Основной труд: «человеческая сторона организации» 1960г.. Заслугой Мак-Грегора стало то, что он первый связал взгляды психологов на мотивацию человека с теорией управлением персонала в организации. В традиционных концепциях организаций непосредственно само руководство направляет и контролирует трудовую деятельность сотрудников. Это происходит в силу того, что предполагаются определенные допущения о природе мотивации человека, который Мак-Грегор определяет как теорию Х.
Основные положения теории: 1. обычному человеку присуще негативное отношение к работе. 2. вследствие нежелания работать, большинство людей необходимо контролировать (принуждать). 3. человек предпочитает, чтобы им управляли, стремиться избежать ответственности и желает находиться в комфортных условиях и в безопасном окружении.
Теория У – предполагает альтернативную теорию X. Основные положения: 1. для человека затраты умственных и физических усилий в процессе работы также естественны, как и во время еды и отдыха. Человек не испытывает неприязни к работе. Он воспринимает и интерпретирует работу как источник удовлетворения или наказания, в зависимости от условий трудовой деятельности. 2. внешний контроль не является единственным средством побуждающим людей затрачивать определенные усилия на выполнение работы. Люди способны осуществлять самоконтроль и побуждать себя на достижение цели относительно которой они приняли определенные обязательства. 3. самым значительным вознаграждением в случае принятия на себя обязательств, служит потребности человека в самореализации. 4. при создании соответствующих условий, человек способен научиться не только принимать ответственность, но и стремиться брать ее на себя. 5. большинство людей способны вносить творческий вклад в решение проблем организации.
Главная задача управления состоит в такой организации условий и методов работы, чтобы направляя усилия людей на достижение целей организации, они достигали бы и собственных целей.
Поэтому в организации люди могут удовлетворить не только свои основные потребности, но и потребности более высокого уровня. В самоуважении, признании, творчестве.
Процессуальные теории мотивации