Диагностика мотивационной направленности личности (В.Э.Мильман)
Цель методики: выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. для суждения о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.
Основные понятия:
Мотивация – динамический процесс формирования мотива как основание поступка. Профессиональная мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои способности в соответствующую деятельность.
Жизнеобеспечение – в данной методике по этим термином подразумеваются мотивы поддержания жизнеобеспечения, которые отражают заботу от насущных условиях существования, стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами жизни, включающими такие интересы, как; телесные нужды, пища, секс, материальные приобретения.
Мотивы комфорта ибезопасности являются продолжением мотивации поддержания жизнеобеспечения, но в более совершенных, удобных и надежных проявлениях, приносящих больше удовольствия. Включает в себя: комфорт, порядок, удовольствие, развлечение, приобретение, защиту, безопасность.
Социальный статус личности представлен ее социальным положением. Характеристиками социального статуса являются социальные установками, ценности, цели и мировоззрение, которые являются доминирующими у человека. Человек с большим устремлением к достижению высокого социального статуса желает достичь успеха в профессиональной области, добиться уважения и признания в обществе. Такие люди видят свой смысл жизни в том, чтобы был рост в карьере. Вся их энергия направлена на то, чтобы быть значимыми для других в статусах. Самооценка и самоутверждение их зависят не от внутреннего содержания личности, а от его оценки общественным мнением, социальным пространством. Статусно-престижная мотивация представляет собой мотивацию поддержания жизни и комфорта в социальной среде. В ней отражается стремление получать не только внимание окружающих, но и положение в обществе, влияние и власть. Включает такие интересы как внимание, уважение, честолюбие, доминирование.
Общение – один из компонентов коммуникативных качеств человека особенности проявляются в общительности, т.е. способности устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей: близкими, знакомыми и малознакомыми, ровесниками, старшими и младшими по возрасту, служебному положению, лицами своего и противоположного пола. Мотивация общения связана с тем, что человек хочет присоединиться к группе, но в тоже время это могут быть разные основания устремлений: аффиляция, опека, внимание, угождение, унижение, подчинение, агрессия и т.д.
Общая активность представляет собой устремление человека приложить свою энергию и умение в той или иной сфере деятельности. Может включать в себя такие интересы как активность, выносливость, упорство, противодействие.
Мотивация творческой активности отражает стремление личности использовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие результаты. Включает в себя: созидание, достижение, понимание, познание.
Мотив социальной полезности связан со стремлением принести общественную пользу. Этот мотив включает в себя самоактуализацию, чувство глубокой общности со всем человечеством.
Инструкция: Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а,б,в,г,д,е,ж,з), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: «+» – согласен с этим, «=» – когда как, «-» – нет, не согласен, «?» – не знаю. Старайтесь ответить быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут. В бланке ответов укажите возраст, пол, профессию испытуемого.
Опросник:
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
А) «время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать;
Б) «главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы;
В) свободное время нужно проводить с друзьями;
Г) свободное время надо отдавать семье;
Д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;
Е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем;
Ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;
З) нужно стремится открыть что-то новое, создать, изобрести;
2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
А) работа – это вынужденная жизненная необходимость;
Б) главное – не допускать конфликтов;
В) нужно стремится обеспечить себя спокойными, удобными условиями;
Г) нужно активно стремится к служебному продвижению;
Д) главное – завоевать авторитет и признание;
Е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле;
Ж) в своей работе всегда оно найти интересное, что может увлечь;
З) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.
3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:
А) ткущие, домашние;
Б) отдых развлечения;
В) встречи с друзьями;
Г) общественные дела;
Д) занятия с детьми;
Е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;
Ж) хобби;
З) подрабатывание денег.
4. Среди моих рабочих дел много места занимают:
А) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.);
Б) личное общение ( на темы, не связанные с работой);
В) общественная работа;
Г) учеба, получение новой информации, повышение квалификации.
Д) работа творческого характера;
Е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);
Ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;
З) Свободное время, перекуры, отдых.
5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:
А) заниматься текущими домашними делами;
Б) отдыхать;
В) развлекаться;
Г) заниматься общественной работой;
Д) заниматься учебой, получением новых знаний;
Е) заниматься творческой работой;
Ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;
З) делать дело, дающее возможность заработать;
6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал, скорее всего, заниматься:
А) тем, что составляет мои основные обязанности;
Б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения);
В) личным общением (разговорами, не связанными с работой);
Г) общественной работой;
Д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;
Е) творческой работой;
Ж) работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность;
З) работой, за которую можно больше получить.
7.Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
А) где что можно купить. Как хорошо провести время;
Б) об общих знакомых;
В) о том, что вижу и слышу вокруг;
Г) как добиться успеха в жизни;
Д) о работе;
Е) о своих увлечениях;
Ж) о своих успехах и планах;
З) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.
8. Моя работа дает мне, прежде всего:
А) достаточные материальные средства для жизни;
Б) общение с людьми, дружеские отношения;
В) авторитет и уважение окружающих;
Г) интересные встречи и беседы;
Д) удовлетворение от работы;
Е) чувство своей полезности;
Ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;
З) возможность служебного продвижения.
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
А) уютно, хорошие развлечения;
Б) можно обсудить волнующие тебя рабочие темы;
В) тебя уважают, считают авторитетом;
Г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;
Д) можно приобрести новых друзей;
Е) бывают известные заслуженные люди;
Ж) все связаны общим делом;
З) можно проявить и развить свои способности.
10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:
А) с которыми можно поговорить на разные темы;
Б) которым мог бы передавать свой опыт и знания;
В) с которыми можно больше заработать;
Г) которые имеют авторитет и вес на работе;
Д) которые могут научить чему-нибудь полезному;
Е) которые заставляют тебя становиться активнее на работе;
Ж) которые имеют много знаний и интересных идей;
З) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.
11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:
А) материальное благополучие;
Б) возможность интересно развлекаться;
В) хорошие условия жизни;
Г) хорошую семью;
Д) достаточно возможностей интересно проводить время в обществе;
Е) уважение, признание и благодарность других;
Ж) чувство полезности для других;
З) создание чего-то ценного, полезного.
12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:
А) хорошую зарплату, другие материальные блага;
Б) хорошие условия для работы;
В) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;
Г) определенные творческие достижения;
Д) хорошую должность;
Е) самостоятельность и независимость;
Ж) авторитет и уважение коллег;
З) достаточно высокий профессиональный уровень.
13. Больше всего мне нравится, когда:
А) не нужно думать о насущных заботах;
Б) кругом – комфортное, приятное окружение;
В) кругом – оживление, веселая суета;
Г) предстоит провести время в веселом обществе;
Д) испытываю чувство соревнования, поиска;
Е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;
Ж) погружен в свою работу;
З) включен в совместную работу с другими.
14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:
А) теряюсь, злюсь на себя;
Б) стараюсь переключиться на что-нибудь приятное;
В) теряюсь, злюсь на себя;
Г) злюсь на то, что мне помешало;
Д) стараюсь оставаться спокойным;
Е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло;
Ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват;
З) стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.