Диагностика мотивационной направленности личности (В.Э.Мильман)

Цель методики: выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. для суждения о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Основные понятия:

Мотивация – динамический процесс формирования мотива как основание поступка. Профессиональная мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои способности в соответствующую деятельность.

Жизнеобеспечение – в данной методике по этим термином подразумеваются мотивы поддержания жизнеобеспечения, которые отражают заботу от насущных условиях существования, стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами жизни, включающими такие интересы, как; телесные нужды, пища, секс, материальные приобретения.

Мотивы комфорта ибезопасности являются продолжением мотивации поддержания жизнеобеспечения, но в более совершенных, удобных и надежных проявлениях, приносящих больше удовольствия. Включает в себя: комфорт, порядок, удовольствие, развлечение, приобретение, защиту, безопасность.

Социальный статус личности представлен ее социальным положением. Характеристиками социального статуса являются социальные установками, ценности, цели и мировоззрение, которые являются доминирующими у человека. Человек с большим устремлением к достижению высокого социального статуса желает достичь успеха в профессиональной области, добиться уважения и признания в обществе. Такие люди видят свой смысл жизни в том, чтобы был рост в карьере. Вся их энергия направлена на то, чтобы быть значимыми для других в статусах. Самооценка и самоутверждение их зависят не от внутреннего содержания личности, а от его оценки общественным мнением, социальным пространством. Статусно-престижная мотивация представляет собой мотивацию поддержания жизни и комфорта в социальной среде. В ней отражается стремление получать не только внимание окружающих, но и положение в обществе, влияние и власть. Включает такие интересы как внимание, уважение, честолюбие, доминирование.

Общение – один из компонентов коммуникативных качеств человека особенности проявляются в общительности, т.е. способности устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей: близкими, знакомыми и малознакомыми, ровесниками, старшими и младшими по возрасту, служебному положению, лицами своего и противоположного пола. Мотивация общения связана с тем, что человек хочет присоединиться к группе, но в тоже время это могут быть разные основания устремлений: аффиляция, опека, внимание, угождение, унижение, подчинение, агрессия и т.д.

Общая активность представляет собой устремление человека приложить свою энергию и умение в той или иной сфере деятельности. Может включать в себя такие интересы как активность, выносливость, упорство, противодействие.

Мотивация творческой активности отражает стремление личности использовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие результаты. Включает в себя: созидание, достижение, понимание, познание.

Мотив социальной полезности связан со стремлением принести общественную пользу. Этот мотив включает в себя самоактуализацию, чувство глубокой общности со всем человечеством.

Инструкция: Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а,б,в,г,д,е,ж,з), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: «+» – согласен с этим, «=» – когда как, «-» – нет, не согласен, «?» – не знаю. Старайтесь ответить быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут. В бланке ответов укажите возраст, пол, профессию испытуемого.

Опросник:

1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

А) «время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать;

Б) «главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы;

В) свободное время нужно проводить с друзьями;

Г) свободное время надо отдавать семье;

Д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;

Е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем;

Ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;

З) нужно стремится открыть что-то новое, создать, изобрести;

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

А) работа – это вынужденная жизненная необходимость;

Б) главное – не допускать конфликтов;

В) нужно стремится обеспечить себя спокойными, удобными условиями;

Г) нужно активно стремится к служебному продвижению;

Д) главное – завоевать авторитет и признание;

Е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле;

Ж) в своей работе всегда оно найти интересное, что может увлечь;

З) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

А) ткущие, домашние;

Б) отдых развлечения;

В) встречи с друзьями;

Г) общественные дела;

Д) занятия с детьми;

Е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;

Ж) хобби;

З) подрабатывание денег.

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

А) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.);

Б) личное общение ( на темы, не связанные с работой);

В) общественная работа;

Г) учеба, получение новой информации, повышение квалификации.

Д) работа творческого характера;

Е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);

Ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;

З) Свободное время, перекуры, отдых.

5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

А) заниматься текущими домашними делами;

Б) отдыхать;

В) развлекаться;

Г) заниматься общественной работой;

Д) заниматься учебой, получением новых знаний;

Е) заниматься творческой работой;

Ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;

З) делать дело, дающее возможность заработать;

6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал, скорее всего, заниматься:

А) тем, что составляет мои основные обязанности;

Б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения);

В) личным общением (разговорами, не связанными с работой);

Г) общественной работой;

Д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;

Е) творческой работой;

Ж) работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность;

З) работой, за которую можно больше получить.

7.Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

А) где что можно купить. Как хорошо провести время;

Б) об общих знакомых;

В) о том, что вижу и слышу вокруг;

Г) как добиться успеха в жизни;

Д) о работе;

Е) о своих увлечениях;

Ж) о своих успехах и планах;

З) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8. Моя работа дает мне, прежде всего:

А) достаточные материальные средства для жизни;

Б) общение с людьми, дружеские отношения;

В) авторитет и уважение окружающих;

Г) интересные встречи и беседы;

Д) удовлетворение от работы;

Е) чувство своей полезности;

Ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;

З) возможность служебного продвижения.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

А) уютно, хорошие развлечения;

Б) можно обсудить волнующие тебя рабочие темы;

В) тебя уважают, считают авторитетом;

Г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;

Д) можно приобрести новых друзей;

Е) бывают известные заслуженные люди;

Ж) все связаны общим делом;

З) можно проявить и развить свои способности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

А) с которыми можно поговорить на разные темы;

Б) которым мог бы передавать свой опыт и знания;

В) с которыми можно больше заработать;

Г) которые имеют авторитет и вес на работе;

Д) которые могут научить чему-нибудь полезному;

Е) которые заставляют тебя становиться активнее на работе;

Ж) которые имеют много знаний и интересных идей;

З) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

А) материальное благополучие;

Б) возможность интересно развлекаться;

В) хорошие условия жизни;

Г) хорошую семью;

Д) достаточно возможностей интересно проводить время в обществе;

Е) уважение, признание и благодарность других;

Ж) чувство полезности для других;

З) создание чего-то ценного, полезного.

12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:

А) хорошую зарплату, другие материальные блага;

Б) хорошие условия для работы;

В) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;

Г) определенные творческие достижения;

Д) хорошую должность;

Е) самостоятельность и независимость;

Ж) авторитет и уважение коллег;

З) достаточно высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

А) не нужно думать о насущных заботах;

Б) кругом – комфортное, приятное окружение;

В) кругом – оживление, веселая суета;

Г) предстоит провести время в веселом обществе;

Д) испытываю чувство соревнования, поиска;

Е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;

Ж) погружен в свою работу;

З) включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:

А) теряюсь, злюсь на себя;

Б) стараюсь переключиться на что-нибудь приятное;

В) теряюсь, злюсь на себя;

Г) злюсь на то, что мне помешало;

Д) стараюсь оставаться спокойным;

Е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло;

Ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват;

З) стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.

Наши рекомендации