Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии

Во втором случае представим ту же отрасль, но после объединения всех мелких предприятий в монопольную фирму под единым централизованным руководством. При этом бывшие независимые предприятия становятся филиалами созданного монополизированного объединения. График отраслевого спроса /) на конкурентном рынке станет графиком спроса монополиста, так как спрос определяется потребителями, а не производителями продукции. Предельные издержки монополиста МС, в принципе, не изменятся, так как в краткосрочном периоде будут использоваться прежние производственные мощности,техника и технология. Предельная выручка в соответствии с рассмотренными ранее причинами будет меньше цены, а график МЯ приобретет снижающийся вид. В данном случае монополист будет определять оптимальный объем производства о,,, в соответствии с правилом МЯ = МС (точка £",). Пена />"" по которой он сможет реализовать это количество продукции, определяется в точке С на графике спроса.

В результате выбора монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную валовую прибыль, происходит недостаточно эффективное с точки зрения общества распределение экономических ресурсов (Р < МС). Для монополиста по сравнению с конкурентными фирмами выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции меньше ресурсов, чем необходимо для общества.

Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль

В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,". В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,", но могут приобрести его за более низкую цену

Конечно, лучшие условия для проведения ценовой дискриминации существуют в отраслях, которые занимаются не производством товаров, а оказанием услуг. Это связано с тем, что реализация товаров по относительно низким ценам может привести к их последующей перепродаже по более высоким ценам. Продукция сферы услуг в меньшей степени пригодна или вообще непригодна для последующей перепродажи. Невозможно, например, перепродать полученную транспортную услугу или потребленную электроэнергию. Ценовая дискриминация достаточно широко распространена в России и используется в ряде отраслей при продаже различных видов продукции: электроэнергии, транспортных услуг, услуг телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.

Ценовая дискриминация, во-первых, способствует увеличению прибыли монополиста, так как позволяет ему продать часть продукции по цене более высокой, чем />"" тем покупателям, которые в состоянии заплатить за нее повышенную цену; во-вторых, ведет к росту выпуска продукции за счет ее продажи по более низким ценам менее платежеспособным покупателям и за счет расширения рынка сбыта.

14. Определение цены и объёма производства в условиях олигополии. Модели поведения фирм в условиях олигополии (долгосрочный период).

Олигополия – рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм – сталь, цинк, медь, алюминий, цемент и т.д), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы отличается от продукции конкурентов – автомобили, покрышки, бытовые приборы). Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях.

Выделяют жесткую и мягкую олигополию.

Жесткая олигополия – это ситуация, при которой несколько производителей делят рынок данного товара.

Мягкая монополия – это ситуация, при которой один предприниматель занимает до 70% рынка, а остальная его часть делится между множеством мелких фирм, которые в своей деятельности зависят от олигополиста.

Издержки фирмы олигополиста в краткосрочном периоде

У фирмы олигополиста средние переменные издержки на значительном участке вдоль оси Х постоянны. Это объясняется тем, что фирма олигополист заранее готовится к возможным колебаниям спроса и соответствующим образом распределяет капитальное оборудование так, что его можно разделить на самостоятельно-функционирующие участки, способные выпускать готовую продукцию. Реагировать на изменение спроса фирма-олигополист будет следующим образом. Олигополист в случае снижения спроса на свой продукт законсервирует часть оборудования и уволит часть рабочих. Таким образом, олигополист реагирует на изменение спроса изменением объема производства.

Пример: Пусть некоторая фирма Х использует 100 машин. Производительность каждой машины – 1000 шт./сут. Каждая машина обслуживается двумя рабочими, которые получают 50 руб./сут. Следовательно, средние издержки фирмы равны:

AVC = (100 * (2 * 50)) / (100 * 1000) = 0,1.

Допустим, спрос на продукцию сократился, в этом случае фирма законсервирует оборудование и уволит рабочих.

Например, законсервирует 1 машину и уволит 2-х рабочих.

AVC = (99 * (2*50)) / (99 * 1000) = 0,1

Кроме того, олигополист не снижает цены, так как это может привести в росту издержек, поскольку изменение цены повлечет за собой корректировку договоров с оптовиками, а следовательно штрафы за нарушение договора и т.д.

Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде

Фирма-олигополист способна оказать влияние на цену, следовательно, кривая спроса является нисходящей. В условиях олигополии предельный доход ниже цены. Кривая предельного дохода будет расположена ниже кривой спроса. Оптимальный объем производства будет получен в той точке, где MR = МС.

Поведение фирмы-олигополиста в долгосрочный период

Выделяют четыре модели возможного поведения фирмы-олигополиста.

1) модель ломаной кривой спроса;

2) модель картеля ( тайного сговора )

3) модель лидерства в ценах;

4) модель «издержки +».

Модель ломаной кривой спроса

Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентов и не реагируют на их повышение.

Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц продукции. Если бы одна фирма снизила цену до Р1, то она могла бы увеличить объем продаж до Q1. Но, так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то она сможет реализовать только q1. Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует q2.

           
    Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru      
 
P
       
      Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru    
           
           
Q
P2
P
P1
q2
q1
Q1
D фирмы

Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru

Точка перегиба
Dотр

Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru

           
    Определение цены и объема производства в конкурентной отрасли и в условиях чистой монополии - student2.ru      
           
 
 
       
   
Q
     
           

Модель «ломаной кривой спроса»

Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой, точка перегиба которой является точкой превалирующей отраслевой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и не эластичной ниже ее.

Это означает, что олигополистические фирмы будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, боясь потери доли рынка, а также от немотивированного снижения цен, боясь снижения общей выручки.

Модель картеля

Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.

Если бы две фирмы взаимодействовали в условиях совершенной конкуренции, то каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска и фиксации цены, могли бы получать экономическую прибыль.

Критерии, определяющие возможность совместных действий фирм-олигополистов:

1) Тенденция к совместным действиям выше в той отрасли, где фирмы выпускают однородный товар, не дифференцированный, и ниже в отраслях, производящих дифференцированные товары;

2) Тенденция к совместным действиям выше в тех отраслях, где олигополия жесткая, причем количество фирм, действующих на данном рынке, относительно небольшое;

3) В отраслях, переживающих экономический подъем, тенденция к совместным действиям выше, чем в отраслях с экономическим спадом;

4) Чем меньше фирм применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям;

5) Тенденция к совместным действиям выше в той отрасли, где весьма существенные входные барьеры.

Наши рекомендации