Величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов.
- Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем выше издержки. Это значит, что при стабильных ценах на готовые продукты производитель будет получать меньше прибыли. Поэтому рост цен на ресурсы сдерживает предложение, и напротив, снижение цен на ресурсы - увеличивает предложение.
- Технология. Совершенствование технологии означает рост производительности труда.
- Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение.
- Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может побудить производителя увеличивать или уменьшать предложение данного товара.
- Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем могут ограничить предложение его в настоящее время.
- Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение, и наоборот, чем меньше поставщиков товара на рынок, тем меньше рыночное предложение.
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью.
В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок
Существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет, ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.
Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка. На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.
Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется.
6. Ценовая эластичность спроса и предложения: понятие, методы определения, факторы. Эластичность спроса по доходу.
Эластичностью называется уровень реакций одной экономической переменной, в то время как изменяется другая. Иными словами, эластичность – это зависимость спроса и предложения на товар от различных ценовых и неценовых факторов.
В теории экономики выделяют понятия эластичности спроса и предложения. Эластичностью спроса на товар является процентное соотношение изменений цен или дохода с изменением спроса. Она существует, чтобы контролировать, как потребитель реагирует на повышение и снижение цен.
В экономической теории выделяется несколько типов эластичности спроса по цене, исходя из показателей коэффициентов:
Эластичный спрос (больше единицы). К нему относятся товары, принадлежащие к категории роскоши.
Неэластичный спрос (меньше единицы). Это категория предметов первой необходимости.
Спрос с единичной эластичностью (равен единице). Сюда входит продукция, которую потребитель подбирает индивидуально.
Совершенно неэластичный спрос (равен нулю). Такие товары, как хлеб, соль, медикаменты.
Совершенно эластичный спрос (равен бесконечности). Существует исключительно в условиях совершенных рынков.
Эластичностью предложения по цене является процентное отношение изменений цен с изменением уровня предложения. На данный показатель имеют влияние такие факторы:
- Наличие/отсутствие резерва производства (в том случае, если есть резервы, предложение является эластичным).
- Возможность сохранять запасы готовых изделий (если да, то предложение является эластичным).
Основные виды:
- Эластичное предложение. Даже при однопроцентном увеличении цен значительно повышается предложение на товары.
- Предложение с единичной эластичностью. При однопроцентном повышении цен происходит аналогичное увеличение предложения на рынке.
- Неэластичное предложение. При повышении цен с предложением ничего не происходит. - Эластичность «в мгновенье». Период времени настолько мал, что производители и продавцы не успевают отреагировать на изменение цен.
Высокая эластичность в долгосрочный период. Предложение наиболее эластично, потому что у производителей достаточно времени для того, чтобы создать новые производственные мощности или ускорить процесс производства.
Выделяют три основных варианта зависимости колебания цен на рынке от объемов спроса:
Неэластичный спрос. Имеет место, когда количество приобретаемого товара повышается меньше, чем на один процент, при каждом проценте снижения цены.
Эластичный. При увеличении приобретаемой продукции более чем на один процент и снижении цены на процент спрос становится эластичным.
Понятие единичной эластичности появляется, когда количество продукции увеличивается в два раза вследствие снижения его цены вдвое.