Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю.

Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю.

Исследование операций

С позиции процессного подхода

Методические указания к выполнению лабораторной работы

по дисциплине «Теория менеджмента»

Сызрань 2012

Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. - student2.ru УДК 65

Методические указания к выполнению лабораторных работ/М.В. Горшенина, Е.Ю. Фирсова; Самар. гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. Сызрань, 2012. 16 с.

Методические указания содержат сведения о содержании лабораторной работы по дисциплине «Теория менеджмента» и даются методические рекомендации по её выполнению.

Данные методические указания адресованы студентам, обучающимся по направлению 080200– менеджмент.

Лабораторная работа №6

Исследование операций с позиции процессного подхода

Цель работы: формирование готовности идентифицировать операционные процессы с помощью методологии IDEF0.

Методы исследования и инструментарий: процессный подход, метод IDEF0,схема «вход-выход».

Понятие операции

Операционный процесс или просто операции - это деятельность по преобразованию ресурсов в товары и услуги.

Операционный процесс включает в себя взаимодействие людей и технологий, взаимозависимость продуктов и операционного процесса.

Операционный процесс может стать источником конкурентных преимуществ, поэтому успех любой организации зависит от того, насколько эффективно менеджеры управляют операциями.

Для определения операции можно рассмотреть простую модель «вход - выход» (рис. 1). Модель оказывается полезной для осмысления того, как ресурсы преобразуются в товары и услуги. Главными составляющими модели преобразования являются ресурсы, процессы, выходы.

       
  Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. - student2.ru   Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. - student2.ru

Вход

    Преобразование     Выход
Ресурсы   Операции   Товары, услуги

Р и с. 1. Модель «вход- выход»

Ресурсы можно разделить на два класса.

1. Ресурсы, которые сами подвергаются преобразованиям и входят в выходные продукты:

- материалы (сырье);

- информация.

2. Ресурсы, необходимые для преобразования, но не являющиеся сами частью выходных продуктов:

- основные средства – машины, оборудование, здания, земля;

- расходные материалы – безвозвратно расходуемые ресурсы, требующие затрат средств;

- люди – работники, осуществляющие операцию.

В зависимости от типа основных ресурсов и места выполнения операционные процессы можно разделить на 3 вида:

- завод - преимущественно обработка материалов;

- офис - преимущественно обработка информации;

- магазин - преимущественно обслуживание потребителей.

Полезно также классифицировать операции по типу контактов с потребителем и отличать операции, связанные с непосредственным воздействием на потребителя (магазин), и операции, не предусматривающие непосредственного воздействия (завод, офис).

Выходные продукты процессов преобразования обычно разделяются на товары и услуги. Товары - это материальный результат процесса. Они создаются до того, как их получит потребитель. Их можно складировать, дать качественные характеристики, для их производства требуется большое количество оборудования и сравнительно малые затраты человеческого труда.

Услуги - это нематериальные результаты процесса. Услуги нельзя хранить, они предоставляются потребителям в процессе их производства, и качество услуг оценить очень трудно.

Порядок выполнения работы

1. Определите процесс для проведения анализа (выбор процесса делается студентом самостоятельно или по указанию преподавателя).

2. Изучите входы, выходы этого процесса, необходимые ресурсы и требования.

3. Разработайте алгоритм проектирования процесса.

4. Разработайте карту процесса

Требования к отчету

Отчет оформляется на листах формата А-4, размеры полей (не менее): левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги. Образец титульного листа представлен в приложении В.

Отчет включает в себя алгоритм проектирования процесса, карту процесса и ответы на вопросы теста.

Защита лабораторной работы проводится в устной форме.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение операционного процесса. Приведите примеры операционных систем.

2. В чем заключается сущность процессного подхода?

3. По каким признакам может проводиться классификация процессов? Приведите примеры различных типов процессов

В чем заключается иерархический подход к рассмотрению основных процессов?

4. Каковы правила построения алгоритма проектирования процесса?

5. В чем заключается сущность методологии IDEF0 идентификации процессов?

6. Что представляет собой карта процесса?

Литература

1. Сухинин, В.П. Стратегический менеджмент [Текст] / В.П. Сухинин, М.В. Горшенина.- Сызрань: Сф СамГТУ, 2010.

2. Горшенина, М.В. Управление изменением [Текст] / М.В. Горшенина, В.П. Сухинин.- Самара: Изд-во СамГТУ, 2007.

3. Горшенина, М.В. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества [Текст]/ М.В. Горшенина, Ю.Н. Кривушкин, В.П. Сухинин. – М.: Открытый мир, 2007. 224 с.

ТЕСТ

Инновационный продукт – это

а) новшество б) изобретение в) открытие

г) материализованный результат от вложения капитала

д) все перечисленное

Приложение А

КАРТА ПРОЦЕССА

«Управление персоналом»

Цель процесса

Обеспечение ВУЗа квалифицированными специалистами.

Ответственность

Ответственным за процесс является начальник отдела кадров или руководитель отдела по управлению персоналом.

Определения, сокращения, обозначения

3.1 В настоящей карте процесса использованы следующие определения:

Система менеджмента качества – совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством.

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Входы в процесс обычно являются выходами из других процессов.

Карта процесса – нормативный документ, содержащий общие требования к последовательности действий в процессе, входы в процесс, выходы из процесса, определяющий требуемые ресурсы для функционирования процесса, критерии, подлежащие измерению, методы и средства передачи информации о процессе.

3.2 В настоящей карте использованы следующие сокращения:

- СМК – система менеджмента качества;

- ДП – документированная процедура;

- ДИ – должностная инструкция;

- КП – карта процесса;

- РИ – рабочая инструкция;

- ОУП – отдел управления персоналом;

- вуз – высшее учебное заведение.

Описание процесса

Схема взаимодействия процесса представлена на рисунке.

В качестве нематериального добавленного эффекта процесса управления персоналом выступают:

- удовлетворенность подразделений в кадрах;

- сформированная корпоративная культура;

- навыки командной работы у персонала;

- приращение профессиональных компетенций персонала и др.

 
  Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. - student2.ru

4.1. Основные виды деятельности процесса:

- Определение потребности в персонале.

- Определение требований к персоналу.

- Приём персонала.

- Социально-психологический мониторинг.

- Обучение персонала.

- Социальная работа с персоналом.

- Аттестация персонала, движение персонала.

- Увольнение персонала.

- Мониторинг трудовых отношений и условий труда.

- Мотивация поведения персонала.

4.2. Описание входов процесса

Входы процесса От кого (подразделения)
1. Претенденты на приём Внешняя среда
2. Заявки на обучение Подразделения вуза
3. Потребность в персонале Подразделения вуза

4.3. Описание управляющих входов (требований) процессом

Управляющие входы процесса От кого (подразделения)
1. Организационная структура Совет вуза
2. Трудовой кодекс РФ
3.Устав вуза Совет вуза
4. Должностные инструкции Министерство труда РФ

4.4. Описание ресурсов процесса

Ресурсы процесса От кого (подразделения)
1. Специалисты ОУП Вуз
2. Материальные ресурсы Вуз
3. Финансовые ресурсы Вуз
4. Информационные ресурсы Вуз, внешняя среда

4.5. Описание выходов процесса

Выходы К кому (подразделения)
1. Аттестованные сотрудники Подразделения вуза
2. Высвобожденный персонал Внешняя среда
3. Добавленный эффект Вуз, подразделения вуза, персонал

Описание подпроцессов

5.1. Подпроцесс «Определение потребности в персонале»

5.1.1. Изучение приёма студентов и штатного расписания вуза.

5.1.2. Расчет количества преподавателей по специальностям и выявление потребностей в преподавателях.

5.1.3. Изучение потребности вспомогательного персонала.

5.1.4. Формирование потребности в наборе дополнительных сотрудников.

5.2. Подпроцесс «Определение требований к персоналу»

5.2.1. Требования по образованию.

5.2.2. Требования по возрасту.

5.2.3. Требования по стажу работы.

5.2.4. Требования по способности осуществлять научно-методическую деятельность.

5.2.5. Требования по соответствию профессиональной деятельности.

5.3. Подпроцесс «Приём персонала»

5.3.1. Объявления в СМИ.

5.3.2. Подготовка бланков документов.

5.3.3. Принятие документов от кандидатов на работу.

5.3.4. Собеседование с кандидатами (всех заинтересованных лиц).

5.3.5. Обсуждение и выбор приемлемой кандидатуры.

5.3.6. Оформление документов, инструктаж по технике безопасности.

5.4. Подпроцесс «Социально-психологический мониторинг»

5.4.1. Определение процедуры мониторинга.

5.4.2. Определение критериев оценки результатов мониторинга.

5.4.3. Анализ результатов мониторинга и выявление несоответствий.

5.4.4. Определение корректирующих и предупреждающих действий.

5.5. Подпроцесс «Обучение персонала»

5.5.1. Отслеживание графика повышения квалификации.

5.5.2. Беседа с кандидатами на повышение квалификации, определение формы и места повышения квалификации.

5.5.3. Подведение итогов обучения персонала, оформление документации.

5.6. Подпроцесс «Социальная работа с персоналом»

5.6.1. Проведение культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.

5.6.2. Работа с ветеранами организации.

5.6.3. Работа с членами коллектива, требующими моральной и материальной поддержки.

5.6.4. Медицинское обслуживание персонала.

5.6.5. Работа с больничными листами и оформление пенсии.

5.7. Подпроцесс «Аттестация и движение персонала»

5.7.1. Рассмотрение заявлений сотрудников на аттестацию.

5.7.2. Составление графика аттестации.

5.7.3. Разработка процедуры аттестации.

5.7.4. Работа аттестационной комиссии.

5.7.5. Подведение итогов работы аттестационной комиссии.

5.7.6. Принятие решений о движении персонала.

5.7.7. Выдвижение сотрудников на замещение руководящих должностей.

5.8. Подпроцесс «Увольнение персонала»

5.8.1. Изучение заявления сотрудника или претендентов на увольнение.

5.8.2. Согласование увольнения с профсоюзным комитетом.

5.8.3. Оформление документов.

5.9. Подпроцесс «Мониторинг трудовых отношений и условий труда»

5.9.1. Определение процедуры мониторинга.

5.9.2. Определение критериев оценки результатов мониторинга.

5.9.3. Анализ результатов мониторинга и выявление несоответствий.

5.9.4. Определение корректирующих и предупреждающих действий.

5.10. Подпроцесс «Мотивация поведения персонала»

5.10.1 Разработка анкет и опросных листов по исследованию потребностей персонала.

5.10.2. Анализ потребностей персонала по результатам анкетирования.

5.10.3. Разработка системы материального и морального вознаграждения персонала.

5.10.4. Определение критериев работы персонала.

5.10.5. Увязывание критериев работы персонала с системой вознаграждения.

5.10.6. Оформление документов на награждение (наказание).

Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю.

Исследование операций

Наши рекомендации