Железнодорожный транспорт общего пользования

Доля железнодорожного транспорта общего пользования в общем объеме коммерческих перевозок грузов составляет 34%, а в общем объеме коммерческого грузооборота занимает доминирующее положение – 89%, существенные изменения до 2014 года маловероятны.

В 2010 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом не достигли уровня 2008 года (объем перевезенных грузов – 92,5%, коммерческий грузооборот – 95%). При этом ожидается, что уже в 2011 году коммерческий грузооборот достигнет уровня 2008 года.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60-80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.

Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта станут условия деятельности в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств-участников ЕЭП во всех видах сообщения.

Основным трендом, определяющим конфигурацию рынка железнодорожных перевозок, станет реализация Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации, в том числе создание института локальных перевозчиков, сохранение ОАО «РЖД» как общесетевого перевозчика, внедрение механизма «сетевого контракта», дальнейшее совершенствование тарифообразования, продажа дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы ОАО «РЖД», в рамках которой планируется по компании к 2013 году увеличить производительность труда в 1,2 раза, энергоэффективность производственной деятельности на 5,3 п.п., снизить удельный расход электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов на 1 п.п., увеличить среднюю скорость доставки грузовой отправки (маршрутная) на 11 п. пунктов.

Морской транспорт

Перевозки морским транспортом составляют всего 1% общего объема перевезенных грузов и чуть более 4% коммерческого грузооборота. В 2010 году морской транспорт превзошел показатели 2008 г. по объему перевезенных грузов на 6,4%, по коммерческому грузообороту – на 19,7 процента.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому показатели его деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации. Необходимость повышения эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост провозных мощностей морского транспорта за счет увеличения тоннажа морского флота под флагом Российской Федерации, в том числе за счет повышения привлекательности Российского международного реестра судов и увеличения портовых мощностей. Так, будет продолжено строительство нового морского торгового порта Усть-Луга (прогнозируется, что общий объем грузооборота порта к 2014 году достигнет 105,1 млн. тонн (рост к 2011 году – в 1,36 раза).

К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшего российского пароходства ОАО «Совкомфлот», в рамках которой планируется по компании к 2013 году увеличить производительность труда на 20 п.п., снизить средний возраст эксплуатируемых судов до 5 лет, сократить выбросы в атмосферу на 30 п.п., сократить себестоимость производимой продукции (услуг) до уровня 92,5% относительно среднего уровня по отрасли.

Прогнозируется, что основными тенденциями в среднесрочный период для всех видов транспорта станут клиентоориентированность, повышение интермодальности перевозок (в том числе диверсификация деятельности предприятий сектора), а также внедрение новой техники и технологий. В среднесрочный период будут реализовываться инновационные программы крупных игроков рынка, например ОАО «РЖД», «Совкомфлот», «Аэрофлот» и другие.

Пассажирские перевозки

Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.

Объем пассажирооборота транспорта общего пользования по основному сценарию в 2012 году прогнозируется с ростом 2,9% к уровню 2011 г. и составит 509 млрд. пасс.-км. В 2014 году пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется на уровне 542,9 млрд. пасс-км (112,5 % к 2010 году).

Пассажирооборот транспорта общего пользования по видам транспорта, % к предыдущему году

Показатели 2010 отчет 2011 оценка прогноз 2014 к 2010, %
Пассажирооборот – всего 104,5 102,6 102,9 102,8 103,7 112,5
в том числе:            
магистральный железнодорожный 91,8 101,4 102,6 103,0 103,6 111,0
автобусный 100,1 97,4 100,5 100,8 101,2 99,9
внутренний водный 100,8 95,0 100,3 101,1 101,5 97,7
воздушный 130,8 109,4 104,9 106,5 129,6
городской электрический 97,5 100,4 100,6 101,1 101,2 103,3

Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом – примерно 30% каждый, на городской электрический транспорт приходится порядка 12%, на водный – менее 1 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение доли воздушного транспорта (на уровне 4 п. пунктов).

Наши рекомендации