Развитие новых инструментов активизации научной и инновационной деятельности
В целях формирования «территории инноваций» и отработки механизмов поддержки инновационной деятельности в Сколково создан беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В случае успешной реализации, данная модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы. В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет, цель которого в перспективе – вхождение в мировую «университетскую элиту».
В целях поддержки усилий регионов по стимулированию инновационной активности в 2013-2014 годах субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших результатов в данной сфере, на конкурсной основе будут предоставляться субсидии в объеме 10 млрд. рублей.
В 2012-2014 гг. активно продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели, сформулированы основные задачи ОАО «Роснано» – коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ОАО «Роснано», должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.
Учитывая, что биотехнологии наряду с нано- и информационно-телекоммуникационными технологиями являются одним из трех ключевых направлений развития технологий современной инновационной экономики, в 2011 году будет принята программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2011-2020 годы «БИО-2020».
Программа «БИО-2020» призвана заложить системные основы развития биоэкономики в России; обеспечить создание новых подотраслей промышленности, нацеленных на выпуск инновационных биотехнологических продуктов для химической и нефтехимической промышленности, лесопереработки; стимулировать развитие производства и потребления на существующих в России рынках (прежде всего – в агропищевом секторе); создать базу для индустриального развития биоэнергетики; дополнить существующую систему мер поддержки медицины и фармацевтики. Долгосрочной целью реализации Программы является выход в 2020 году на объем биоэкономики в России в размере около 1% ВВП.
На активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития будет направлена деятельность технологических платформ. Планируется, что технологические платформы станут инструментом эффективной координации усилий государства, науки и бизнеса по развитию стратегически важных технологических направлений и заложат основу долгосрочной конкурентоспособности ключевых секторов российской экономики.
Планируемые результаты и целевые показатели прогноза
С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2012-2014 гг. предполагается преодолеть оставшиеся негативные кризисные тенденции и достигнуть следующих основных показателей.
В 2010 году уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,2% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать активная государственная научно-техническая политика, предусмотренная в варианте 2 прогноза. В этом случае общая величина расходов на НИОКР к 2014 году может возрасти до 1,25-1,3% ВВП. В случае реализации консервативного сценария (вариант 1) расходы на НИОКР в процентах к ВВП не увеличится. При этом доля частных расходов на НИОКР за указанный период в консервативном варианте практически не изменится (31-32%), тогда как в умеренно-оптимистичном варианте может повыситься до 36 процентов.
В 2010 году объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил 9,6 млрд. рублей[2]. В умеренно-оптимистичном варианте (варианте 2) предполагается рост расходов на развитие высокотехнологичного комплекса, что приведет к увеличению финансирования государственных фондов в научно-технической сфере до 25,1 млрд. рублей к 2014 году[3], в противном случае, объем выделяемых фондам средств останется на уровне 2010 года.
В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2011-2014 гг. сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, количество таких организаций в 2014 году уменьшится до 3327 единиц (в 2010 году – 3460 единиц).
В отличие от предшествующего периода, когда число организаций государственной формы собственности сокращалось быстрее, чем общее число организаций, в прогнозируемой среднесрочной перспективе темпы сокращения будут примерно равными. При этом ожидается, что число организаций с государственной формой собственности уменьшится на 3% (с 2573 до 2496 единиц).
Кроме того, численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, будет снижаться в среднем на 2-3% в год. Не удастся преодолеть негативную тенденцию оттока и старения научных кадров. В результате к 2014 году общая численность научного персонала может снизиться по отношению к уровню 2010 года почти на 9 процентов. Доля исследователей в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, возрастет с 50,2% в 2010 году до 52,2% в 2014 году.
Государственные расходы на науку и инновации будут способствовать повышению удельной оснащенности исследователей оборудованием.
В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. В варианте 1 доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, может достигнуть к 2014 году 9,4%, а в варианте 2 – 10%, что превышает показатель 2010 года (9,3 процента).
Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2010 года уменьшились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 12,5 процента. Предполагается, что в 2014 году указанные расходы предприятий будут в основном варианте выше уровня 2010 года на 52,7 процента. Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2014 году на 34,2%, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства – на 46,7-81,1% в зависимости от сценария экономического развития.
Вырастет и коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями). В расчете на 1 млн. человек к 2014 году будет подаваться 199 и 215 заявок соответственно в варианте 1 и варианте 2 прогноза (в 2009 году подавалось 180 заявок).
В результате, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 4,9% в 2010 году до 5,5% в 2014 году в варианте 1 и до 10,4% в варианте 2. Изменится и структура экспорта. По консервативному варианту удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 7,6%, а по умеренно-оптимистичному – до 8,6% к 2014 году, превысив показатель 2009 года (5.5 процента).
В то же время будет постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий – со 100 в 2009 году до 1300 и 1600 в 2014 году по варианту 1 и 2 соответственно.
Время 2012-2014 годов представляет собой переходный период к модели развития, где инновационный сектор станет достаточно конкурентоспособным на мировом уровне и превратится в значимый фактор роста российской экономики.
Промышленность
В 2010-2011 годах наблюдается восстановительный рост промышленности. В 2010 году промышленное производство выросло на 8,2 процента. Локомотивом роста выступали обрабатывающие отрасли (рост производства – 111,8 процента). Быстрее обрабатывающей промышленности в целом росли машиностроительный комплекс, легкая промышленность, химическое производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Улучшение мировой конъюнктуры на товары российского экспорта способствовало стабилизации финансового состояния в промышленности. Резкий рост рентабельности продаж наблюдался в ряде отраслей (в основном экспортно-ориентированных), рентабельность возрастала на 8-10 п.п. (например, в химической промышленности, металлургии). Однако по итогам 2010 года предкризисный уровень финансового состояния промышленности не был достигнут.
В 2011 году прирост промышленности ожидается на уровне 4,8%, что позволит уже к 2012 году выйти на предкризисные показатели.
По итогам 2011 года наиболее значительный рост ожидается в производстве машиностроительной продукции (115,4%), что обусловлено ростом спроса в отраслях-потребителях (нефтегазовая промышленность, энергетика, строительство), особенностями потребительского поведения населения (сокращение накоплений и увеличение расходов на текущие нужды и на товары длительного пользования), а также эффектом от мер по стимулированию потребительского спроса. Восстановлением внутреннего спроса обусловлены высокие темпы роста производства резиновых и пластмассовых изделий (115%), неметаллических минеральных продуктов (106,1%), а также химического производства (105,4%). Восстанавливается экспорт деревообрабатывающих производств. Объем производства обработки древесины и производства изделий из дерева в 2011 году оценивается на уровне 106,5% к 2010 году.
Рентабельность продаж (к выручке) в промышленности в первом полугодии 2011 г. составила 14,5%, оказавшись ниже предкризисного уровня (первого полугодия 2008 г.) на 2,9 п.п., и на 0,6 п. пункта выше уровня прошлого года (первого полугодия 2010 года). В обрабатывающих отраслях рентабельность продаж не достигла уровня первой половины прошлого года (11,5% против 12,1%). В таких отраслях, как металлургия и производство нефтепродуктов, рентабельность в первом полугодии 2011 г. даже снизилась, однако ее уровень остается относительно высоким. Несмотря на достаточно выраженный по сравнению с прошлыми годами рост финансового результата в сферах деятельности, ориентированных на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, положение этих видов деятельности по-прежнему остается неблагополучным. При этом следует иметь в виду, что часть отраслей была низкоэффективна и до кризиса (обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, текстильное и швейное производство). Незначительное улучшение относительно первого полугодия 2010 г. отмечается в производстве транспортных средств и оборудования (повышение рентабельности на 2,0 п.п.) за счет реализации программы по утилизации поддержанных автомобилей. По итогам первого полугодия 2011 г. рентабельность продаж составила всего 5,2 п.пункта. Заметно улучшилось финансовое положение в электроэнергетике в 2009 году, несмотря на сокращение производства. Рентабельность продаж в сфере деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии» превысила докризисный уровень 2008 года.
Индексы промышленного производства в 2010-2014 гг., %
Отрасли промышленности | отчет | оценка | 2014 к 2010, % | |||
прогноз | ||||||
Промышленность – всего | 108,2 | 104,8 | 103,4 | 103,9 | 104,2 | 117,2 |
Добыча полезных ископаемых | 103,6 | 101,5 | 100,9 | 100,9 | 100,8 | 104,2 |
Обрабатывающие производства | 111,8 | 106,7 | 104,6 | 105,2 | 105,6 | 124,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 104,1 | 100,8 | 101,2 | 101,5 | 101,6 | 105,2 |
В связи со сложной внешней конъюнктурой (неопределенность относительно перспектив развития мировых рынков, рост протекционистских настроений) возможность экспортного развития обрабатывающих секторов национальной экономики в среднесрочной перспективе может быть ограничена (за исключением цветной металлургии). По оценкам объем промышленного производства за 2011-2014 гг. производство увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года).
В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств.
Увеличение реальных располагаемых доходов населения в сочетании с улучшением условий потребительского кредитования обеспечит стабильный уровень спроса на потребительские товары (производство пищевой, легкой промышленности). В то же время доля потребительского комплекса в 2012-2014 гг. будет незначительно сокращаться (с 12% в структуре промышленного производства за 2010 год до 11,7% в 2014 году).
Структура промышленного производства в ценах 2010 года, %
Отрасли промышленности | |||||
отчет | оценка | прогноз | |||
Промышленность - всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
ТЭК | 44,7 | 43,5 | 42,7 | 41,7 | 40,6 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 19,4 | 18,7 | 18,3 | 17,7 | 17,2 |
Производство кокса и нефтепродуктов | 12,4 | 12,3 | 12,3 | 12,0 | 11,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 12,9 | 12,5 | 12,2 | 12,0 | 11,7 |
Потребительский комплекс | 12,1 | 12,0 | 11,9 | 11,8 | 11,7 |
Пищевая промышленность | 11,3 | 11,2 | 11,1 | 11,0 | 10,9 |
Легкая промышленность | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Отрасли инвестиционного спроса | 15,7 | 17,1 | 17,9 | 18,9 | 19,9 |
Производство строительных материалов | 2,9 | 2,9 | 3,1 | 3,2 | 3,3 |
Машиностроение | 12,8 | 14,2 | 14,9 | 15,8 | 16,7 |
Отрасли промежуточного спроса | 24,4 | 24,4 | 24,5 | 24,7 | 25,0 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 2,7 | 2,8 | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Лесопромышленный комплекс | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Химический комплекс | 6,7 | 6,9 | 7,1 | 7,3 | 7,6 |
Металлургия | 12,0 | 11,8 | 11,7 | 11,7 | 11,8 |
Прочие производства | 3,1 | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,8 |
В целом по промышленности в 2012-2014 гг. рентабельность вырастет незначительно по отношению к 2011 году. При этом в наиболее энергоемких производствах ситуация (строительные материалы, металлургия) может ухудшаться в связи с опережающим ростом цен на энергоносители и проектируемой умеренной конъюнктурой на мировых рынках. В целом в обрабатывающих производствах ситуация незначительно улучшится. Обрабатывающие отрасли, ориентированные на конечный спрос и сталкивающие с сильной иностранной конкуренцией, в прогнозный период будут находиться в условиях относительного дефицита собственных средств и остро нуждаться во внешних источниках как государственных, так и заемных.
Перспективы развития промышленного производства в среднесрочной перспективе будут определяться не только параметрами улучшения ценовой конкурентоспособности и снижения издержек, но в первую очередь интенсивностью освоения новых технологий выпуска новой продукции. Решению данной задачи будут способствовать реализуемые Правительством Российской Федерации программные меры, направленные на модернизацию и диверсификацию национальной экономики.
Реализация промышленной политики и политики увеличения конкурентных преимуществ российской продукции включает в себя совершенствование действующих мер таможенного и тарифного регулирования, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (госзаказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику и др.). Новое качество промышленная политика и политика конкурентоспособности приобретет с началом реализации с 2013 года государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также пакета программ развития ведущих высокотехнологичных секторов.
Предполагается реализация отдельных государственных программ (включающих и соответствующие ФЦП) по развитию медицинской и фармацевтической промышленности, авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности и космического комплекса. В целях обеспечения инновационной составляющей промышленного развития и развития государственно-частного технологического партнерства решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждено 28 технологических платформ по различным научно-техническим направлениям.
Реализация технологических платформ позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, разработке необходимой стратегической программы исследований, определении путей реализации этой программы и внедрении соответствующих результатов в производство.
В целях ускорения инновационного развития ведущих секторов национальной экономики, повышения глобальной конкурентоспособности национальных компаний и стимулирования спроса на результаты коммерциализации научной деятельности утверждаются программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.
Программы инновационного развития формируются на среднесрочный период (5-7 лет) и направлены на комплексное улучшение основных показателей эффективности производственных процессов (снижение себестоимости и улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции, повышение энергоэффективности, улучшение экологической составляющей, повышение производительности труда).
К настоящему времени утверждено 46 инновационных программ в ведущих секторах экономики.
Задача обеспечения модернизации основных фондов и технологического развития секторов национальной экономики потребует масштабных инвестиций в реальный сектор. Согласно экспертным оценкам ожидаемый объем инвестиций в основной капитал в промышленности составит 20,8 трлн. рублей (2011-2014 годы). Объем средств федерального бюджета, зарезервированных на цели поддержки отдельных секторов промышленности, на аналогичный период составляет свыше 1 трлн. рублей. В качестве дополнительного источника инвестиций в реальный сектор могут быть привлечены средства государственных институтов развития, совокупный объем капитала которых в настоящее время оценивается порядка 1,2 трлн. рублей.
Таким образом, предполагается, что в среднесрочной перспективе реализация мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит заложить основы устойчивого многофакторного развития промышленности.