Развитие новых инструментов активизации научной и инновационной деятельности

В целях формирования «территории инноваций» и отработки механизмов поддержки инновационной деятельности в Сколково создан беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В случае успешной реализации, данная модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы. В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет, цель которого в перспективе – вхождение в мировую «университетскую элиту».

В целях поддержки усилий регионов по стимулированию инновационной активности в 2013-2014 годах субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших результатов в данной сфере, на конкурсной основе будут предоставляться субсидии в объеме 10 млрд. рублей.

В 2012-2014 гг. активно продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели, сформулированы основные задачи ОАО «Роснано» – коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ОАО «Роснано», должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.

Учитывая, что биотехнологии наряду с нано- и информационно-телекоммуникационными технологиями являются одним из трех ключевых направлений развития технологий современной инновационной экономики, в 2011 году будет принята программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2011-2020 годы «БИО-2020».

Программа «БИО-2020» призвана заложить системные основы развития биоэкономики в России; обеспечить создание новых подотраслей промышленности, нацеленных на выпуск инновационных биотехнологических продуктов для химической и нефтехимической промышленности, лесопереработки; стимулировать развитие производства и потребления на существующих в России рынках (прежде всего – в агропищевом секторе); создать базу для индустриального развития биоэнергетики; дополнить существующую систему мер поддержки медицины и фармацевтики. Долгосрочной целью реализации Программы является выход в 2020 году на объем биоэкономики в России в размере около 1% ВВП.

На активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития будет направлена деятельность технологических платформ. Планируется, что технологические платформы станут инструментом эффективной координации усилий государства, науки и бизнеса по развитию стратегически важных технологических направлений и заложат основу долгосрочной конкурентоспособности ключевых секторов российской экономики.

Планируемые результаты и целевые показатели прогноза

С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2012-2014 гг. предполагается преодолеть оставшиеся негативные кризисные тенденции и достигнуть следующих основных показателей.

В 2010 году уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,2% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать активная государственная научно-техническая политика, предусмотренная в варианте 2 прогноза. В этом случае общая величина расходов на НИОКР к 2014 году может возрасти до 1,25-1,3% ВВП. В случае реализации консервативного сценария (вариант 1) расходы на НИОКР в процентах к ВВП не увеличится. При этом доля частных расходов на НИОКР за указанный период в консервативном варианте практически не изменится (31-32%), тогда как в умеренно-оптимистичном варианте может повыситься до 36 процентов.

В 2010 году объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил 9,6 млрд. рублей[2]. В умеренно-оптимистичном варианте (варианте 2) предполагается рост расходов на развитие высокотехнологичного комплекса, что приведет к увеличению финансирования государственных фондов в научно-технической сфере до 25,1 млрд. рублей к 2014 году[3], в противном случае, объем выделяемых фондам средств останется на уровне 2010 года.

В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2011-2014 гг. сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, количество таких организаций в 2014 году уменьшится до 3327 единиц (в 2010 году – 3460 единиц).

В отличие от предшествующего периода, когда число организаций государственной формы собственности сокращалось быстрее, чем общее число организаций, в прогнозируемой среднесрочной перспективе темпы сокращения будут примерно равными. При этом ожидается, что число организаций с государственной формой собственности уменьшится на 3% (с 2573 до 2496 единиц).

Кроме того, численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, будет снижаться в среднем на 2-3% в год. Не удастся преодолеть негативную тенденцию оттока и старения научных кадров. В результате к 2014 году общая численность научного персонала может снизиться по отношению к уровню 2010 года почти на 9 процентов. Доля исследователей в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, возрастет с 50,2% в 2010 году до 52,2% в 2014 году.

Государственные расходы на науку и инновации будут способствовать повышению удельной оснащенности исследователей оборудованием.

В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. В варианте 1 доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, может достигнуть к 2014 году 9,4%, а в варианте 2 – 10%, что превышает показатель 2010 года (9,3 процента).

Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2010 года уменьшились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 12,5 процента. Предполагается, что в 2014 году указанные расходы предприятий будут в основном варианте выше уровня 2010 года на 52,7 процента. Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2014 году на 34,2%, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства – на 46,7-81,1% в зависимости от сценария экономического развития.

Вырастет и коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями). В расчете на 1 млн. человек к 2014 году будет подаваться 199 и 215 заявок соответственно в варианте 1 и варианте 2 прогноза (в 2009 году подавалось 180 заявок).

В результате, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 4,9% в 2010 году до 5,5% в 2014 году в варианте 1 и до 10,4% в варианте 2. Изменится и структура экспорта. По консервативному варианту удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 7,6%, а по умеренно-оптимистичному – до 8,6% к 2014 году, превысив показатель 2009 года (5.5 процента).

В то же время будет постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий – со 100 в 2009 году до 1300 и 1600 в 2014 году по варианту 1 и 2 соответственно.

Время 2012-2014 годов представляет собой переходный период к модели развития, где инновационный сектор станет достаточно конкурентоспособным на мировом уровне и превратится в значимый фактор роста российской экономики.

Промышленность

В 2010-2011 годах наблюдается восстановительный рост промышленности. В 2010 году промышленное производство выросло на 8,2 процента. Локомотивом роста выступали обрабатывающие отрасли (рост производства – 111,8 процента). Быстрее обрабатывающей промышленности в целом росли машиностроительный комплекс, легкая промышленность, химическое производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Улучшение мировой конъюнктуры на товары российского экспорта способствовало стабилизации финансового состояния в промышленности. Резкий рост рентабельности продаж наблюдался в ряде отраслей (в основном экспортно-ориентированных), рентабельность возрастала на 8-10 п.п. (например, в химической промышленности, металлургии). Однако по итогам 2010 года предкризисный уровень финансового состояния промышленности не был достигнут.

В 2011 году прирост промышленности ожидается на уровне 4,8%, что позволит уже к 2012 году выйти на предкризисные показатели.

По итогам 2011 года наиболее значительный рост ожидается в производстве машиностроительной продукции (115,4%), что обусловлено ростом спроса в отраслях-потребителях (нефтегазовая промышленность, энергетика, строительство), особенностями потребительского поведения населения (сокращение накоплений и увеличение расходов на текущие нужды и на товары длительного пользования), а также эффектом от мер по стимулированию потребительского спроса. Восстановлением внутреннего спроса обусловлены высокие темпы роста производства резиновых и пластмассовых изделий (115%), неметаллических минеральных продуктов (106,1%), а также химического производства (105,4%). Восстанавливается экспорт деревообрабатывающих производств. Объем производства обработки древесины и производства изделий из дерева в 2011 году оценивается на уровне 106,5% к 2010 году.

Рентабельность продаж (к выручке) в промышленности в первом полугодии 2011 г. составила 14,5%, оказавшись ниже предкризисного уровня (первого полугодия 2008 г.) на 2,9 п.п., и на 0,6 п. пункта выше уровня прошлого года (первого полугодия 2010 года). В обрабатывающих отраслях рентабельность продаж не достигла уровня первой половины прошлого года (11,5% против 12,1%). В таких отраслях, как металлургия и производство нефтепродуктов, рентабельность в первом полугодии 2011 г. даже снизилась, однако ее уровень остается относительно высоким. Несмотря на достаточно выраженный по сравнению с прошлыми годами рост финансового результата в сферах деятельности, ориентированных на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, положение этих видов деятельности по-прежнему остается неблагополучным. При этом следует иметь в виду, что часть отраслей была низкоэффективна и до кризиса (обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, текстильное и швейное производство). Незначительное улучшение относительно первого полугодия 2010 г. отмечается в производстве транспортных средств и оборудования (повышение рентабельности на 2,0 п.п.) за счет реализации программы по утилизации поддержанных автомобилей. По итогам первого полугодия 2011 г. рентабельность продаж составила всего 5,2 п.пункта. Заметно улучшилось финансовое положение в электроэнергетике в 2009 году, несмотря на сокращение производства. Рентабельность продаж в сфере деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии» превысила докризисный уровень 2008 года.

Индексы промышленного производства в 2010-2014 гг., %

Отрасли промышленности отчет оценка 2014 к 2010, %
прогноз
Промышленность – всего 108,2 104,8 103,4 103,9 104,2 117,2
Добыча полезных ископаемых 103,6 101,5 100,9 100,9 100,8 104,2
Обрабатывающие производства 111,8 106,7 104,6 105,2 105,6 124,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 104,1 100,8 101,2 101,5 101,6 105,2

В связи со сложной внешней конъюнктурой (неопределенность относительно перспектив развития мировых рынков, рост протекционистских настроений) возможность экспортного развития обрабатывающих секторов национальной экономики в среднесрочной перспективе может быть ограничена (за исключением цветной металлургии). По оценкам объем промышленного производства за 2011-2014 гг. производство увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года).

В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств.

Увеличение реальных располагаемых доходов населения в сочетании с улучшением условий потребительского кредитования обеспечит стабильный уровень спроса на потребительские товары (производство пищевой, легкой промышленности). В то же время доля потребительского комплекса в 2012-2014 гг. будет незначительно сокращаться (с 12% в структуре промышленного производства за 2010 год до 11,7% в 2014 году).

Структура промышленного производства в ценах 2010 года, %

Отрасли промышленности
отчет оценка прогноз
Промышленность - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
ТЭК 44,7 43,5 42,7 41,7 40,6
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 19,4 18,7 18,3 17,7 17,2
Производство кокса и нефтепродуктов 12,4 12,3 12,3 12,0 11,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12,9 12,5 12,2 12,0 11,7
Потребительский комплекс 12,1 12,0 11,9 11,8 11,7
Пищевая промышленность 11,3 11,2 11,1 11,0 10,9
Легкая промышленность 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
Отрасли инвестиционного спроса 15,7 17,1 17,9 18,9 19,9
Производство строительных материалов 2,9 2,9 3,1 3,2 3,3
Машиностроение 12,8 14,2 14,9 15,8 16,7
Отрасли промежуточного спроса 24,4 24,4 24,5 24,7 25,0
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 2,7 2,8 2,7 2,7 2,7
Лесопромышленный комплекс 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Химический комплекс 6,7 6,9 7,1 7,3 7,6
Металлургия 12,0 11,8 11,7 11,7 11,8
Прочие производства 3,1 3,0 2,9 2,9 2,8

В целом по промышленности в 2012-2014 гг. рентабельность вырастет незначительно по отношению к 2011 году. При этом в наиболее энергоемких производствах ситуация (строительные материалы, металлургия) может ухудшаться в связи с опережающим ростом цен на энергоносители и проектируемой умеренной конъюнктурой на мировых рынках. В целом в обрабатывающих производствах ситуация незначительно улучшится. Обрабатывающие отрасли, ориентированные на конечный спрос и сталкивающие с сильной иностранной конкуренцией, в прогнозный период будут находиться в условиях относительного дефицита собственных средств и остро нуждаться во внешних источниках как государственных, так и заемных.

Перспективы развития промышленного производства в среднесрочной перспективе будут определяться не только параметрами улучшения ценовой конкурентоспособности и снижения издержек, но в первую очередь интенсивностью освоения новых технологий выпуска новой продукции. Решению данной задачи будут способствовать реализуемые Правительством Российской Федерации программные меры, направленные на модернизацию и диверсификацию национальной экономики.

Реализация промышленной политики и политики увеличения конкурентных преимуществ российской продукции включает в себя совершенствование действующих мер таможенного и тарифного регулирования, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (госзаказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику и др.). Новое качество промышленная политика и политика конкурентоспособности приобретет с началом реализации с 2013 года государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также пакета программ развития ведущих высокотехнологичных секторов.

Предполагается реализация отдельных государственных программ (включающих и соответствующие ФЦП) по развитию медицинской и фармацевтической промышленности, авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности и космического комплекса. В целях обеспечения инновационной составляющей промышленного развития и развития государственно-частного технологического партнерства решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждено 28 технологических платформ по различным научно-техническим направлениям.

Реализация технологических платформ позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, разработке необходимой стратегической программы исследований, определении путей реализации этой программы и внедрении соответствующих результатов в производство.

В целях ускорения инновационного развития ведущих секторов национальной экономики, повышения глобальной конкурентоспособности национальных компаний и стимулирования спроса на результаты коммерциализации научной деятельности утверждаются программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

Программы инновационного развития формируются на среднесрочный период (5-7 лет) и направлены на комплексное улучшение основных показателей эффективности производственных процессов (снижение себестоимости и улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции, повышение энергоэффективности, улучшение экологической составляющей, повышение производительности труда).

К настоящему времени утверждено 46 инновационных программ в ведущих секторах экономики.

Задача обеспечения модернизации основных фондов и технологического развития секторов национальной экономики потребует масштабных инвестиций в реальный сектор. Согласно экспертным оценкам ожидаемый объем инвестиций в основной капитал в промышленности составит 20,8 трлн. рублей (2011-2014 годы). Объем средств федерального бюджета, зарезервированных на цели поддержки отдельных секторов промышленности, на аналогичный период составляет свыше 1 трлн. рублей. В качестве дополнительного источника инвестиций в реальный сектор могут быть привлечены средства государственных институтов развития, совокупный объем капитала которых в настоящее время оценивается порядка 1,2 трлн. рублей.

Таким образом, предполагается, что в среднесрочной перспективе реализация мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит заложить основы устойчивого многофакторного развития промышленности.

Наши рекомендации