Текущее состояние и тенденции развития научно-технической и инновационной сфер

Начиная с 1998 года, внутренние затраты на исследования и разработки в России характеризуются постоянным ростом в реальном выражении темпами, превышающими прирост ВВП (за исключением «плато» в 2004-2006 годах). По состоянию на конец 2010 года из-за «провала» в финансировании R&D в 2004 и 2005 годах доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП еще не вышла на уровень «пикового» 2003 года. Более того, по данному показателю Россия значительно уступает (30 место) странам – лидерам в инновациях, а также Китаю. По абсолютной величине расходов на исследования и разработки (в долларовом эквиваленте) занимает 8 место.

Кроме того по таким индикаторам, как количество публикаций и индекс цитируемости, Россия недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из показателей качества проводимых исследований. Так, доля России в общемировом числе цитирований в научных журналах за 2005-2009 гг. составила менее 1%. На долю России в 2009 году приходилось менее 1,8% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, тогда как на Францию – 4,4%, на Германию – 5,9%, на Китай – 15,1%, США – 20,9%. Россия по данному показателю находится на уровне Нидерландов (2,%) и Тайваня (1,8%). Для российской науки характерна низкая интенсивность работы ученых (в 2009 г. на 100 исследователей приходилось 7 публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus, в Великобритании – 47, Германии – 35, США – 27).

Текущее состояние и тенденции развития научно-технической и инновационной сфер - student2.ru Значительный рост бюджетных расходов в 2004-2008 гг. не привел к существенному повышению инновационной активности отечественной промышленности. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигала10,5-10,6% в 2000 г. и 2004 г, а с 2005 г. стабилизировалась на отметке 9,3-9,6%. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение последнего десятилетия не превышал 5,5%, в 2009-2010 г. опустился ниже 5 процентов.

Мировой экономический кризис, наиболее активная фаза которого пришлась на 2008-2009 годы, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Направления, по которым планируется развитие научно-технической и инновационной деятельности

1. Развитие высшего образования и сферы исследований университетского сектора

В системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создается инновационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов, создаются механизмы привлечения в российские университеты ведущих ученых, развития бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных производств, использующих кадровый и научный потенциал высшей школы.

Из российских ВУЗов сформированы три группы ведущих университетов, на развитие которых с 2009 года выделяются средства федерального бюджета – университеты с особым статусом (МГУ, СПбГУ), федеральные университеты (по состоянию на 1 августа 2011 г. 9 университетов – Сибирский, Южный, Балтийский им. Иммануила Канта, Дальневосточный, Северный (Арктический), Северо-Восточный им. М.К. Аммосова, Казанский (Приволжский), Уральский им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Северо-Кавказский), национальные исследовательские университеты – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

В период с 2007 по 2010 год из федерального бюджета на программы развития федеральных университетов было направлено 18,7 млрд. рублей. Ключевые задачи, отличающие федеральные университеты от других ВУЗов, связаны с организацией и координацией в федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению программ социально-экономического развития регионов квалифицированными кадрами.

Основная цель деятельности национальных исследовательских университетов (по итогам конкурсного отбора в 2009 и 2010 годах, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 этот статус был присвоен 29 российским ВУЗам) – содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и его обеспечение высококвалифицированными специалистами.

На цели развития национальных исследовательских университетов, а также Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета в 2010-2011 гг. выделено 42,74 млрд. рублей, на 2012-2013 гг. предусмотрено 46,93 млрд. рублей.

Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут поддержка кооперации ВУЗов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и создание современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий, стимулирование создания малых инновационных компаний с участием ВУЗов. В этих целях в 2010-2012 гг. Правительством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации (от 9 апреля 2010 г. №№ 218, 219, 220) предусмотрены средства федерального бюджета в размере 37,7 млрд. рублей. На 2013 год на привлечение ведущих зарубежных ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования предусмотрено 2,3 млрд. рублей. Программа поддержки кооперации ВУЗов с предприятиями для реализации проектов по созданию высокотехнологичных производств продолжена до 2015 года.

Кроме того, за счет создаваемых в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ малых инновационных предприятий предполагается расширить вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, проводимых бюджетными научными и образовательными учреждениями.

2. Развитие академического сектора генерации знаний

Основным механизмом развития фундаментальных исследований в 2011-2012 гг. будет являться Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы.

Реализация программы позволит повысить роль фундаментальной науки в построении общества, основанного на знаниях, обеспечит повышение результативности научных исследований и разработок, рост качества проводимых исследований, эффективное использование бюджетных ассигнований, их концентрацию при реализации перспективных программ и проектов, ориентированных на обеспечение интересов национальной экономики, а также развитие сельского хозяйства, медицины, архитектуры и строительства, совершенствование воспитательно-образовательной деятельности и искусства.

Выполнение программы обеспечит также сохранение и поддержку ведущих научных школ, а также воспроизводство и повышение качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации как основного конкурентного преимущества российской экономики.

В целях повышения эффективности коммерциализации результатов фундаментальных исследований через проведение прикладных НИОКР будет обеспечено создание совместного центра трансфера технологий Российской академии наук и ОАО «Роснано», планируется формирование стратегической программы инновационного развития РАН.

С целью дальнейшего стимулирования качества проводимых исследований будут предприняты меры по развитию конкуренции в фундаментальных исследованиях. Планируется формирование с 2013 года Программы фундаментальных исследований Российской Федерации с обеспечением доступа к этим программам организаций высшего образования и научных организаций, не входящих в государственные академии наук.

Наши рекомендации