Демографические тенденции и социальное развитие

В 2010 году среднегодовая численность постоянного населения Российской Федерации в соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения 2010 года составила 142,9[1] млн. человек, что превышает данные текущего статистического учета.

В 2011-2014 гг. ожидается стабилизация среднегодовой численности населения на уровне 142,8 млн. человек. Прогноз перспективной численности населения России основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижения уровня смертности, а также учитывают предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.

Программы по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, успешная реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных целевых программ, модернизация системы здравоохранения позволят замедлить темпы естественной убыли населения.

В прогнозный период планируется также проводить мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Одним из неблагоприятных демографических факторов является снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30-39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости.

Обеспечить стабилизацию уровня рождаемости в прогнозный период призваны меры по стимулированию рождения третьих и последующих детей, которые реализуют субъекты Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2011 года. Эффект от реализации региональных мер можно ожидать начиная с 2012 года, поскольку в субъектах Российской Федерации соответствующие нормативные акты будут приняты до конца 2011 года.

Дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности будет способствовать выполнение мероприятий плана по реализации второго этапа (2011-2015 гг.) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Среди этих мероприятий – снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий, от сердечно-сосудистных заболеваний и злокачественных новообразований, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, снижение рисков для здоровья населения и формирование здорового образа жизни граждан, включая снижение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, улучшение условий труда.

Однако следует учитывать, что с 2012 года Российская Федерация перейдет на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ (с 500 г). Данное обстоятельство в течение 10-12 лет будет сдерживать снижение показателей смертности.

Большое значение имеет положительное сальдо миграции, которое будет частично компенсировать численные потери населения. Однако произошедшее с начала 2011 года изменение в методологии учета мигрантов (при расчете численности постоянного населения учитываются только лица, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства) снижает возможности миграционного прироста по компенсации естественной убыли населения.

Прогноз численности населения по отдельным возрастным группам, численности экономически активного населения, численности занятых в экономике и безработных также учитывает предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.

В течение 2011-2014 гг. будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения.

Демографические тенденции и социальное развитие - student2.ru В связи с оздоровлением экономики и ростом производства численность занятых в экономике увеличится с 68,9 млн. человек в 2011 году до 69,1 млн. человек в 2013 году. Однако, в 2014 году в результате демографических ограничений численность занятых в экономике снизится и не превысит 68,9 млн. человек. При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу прогнозируется снижение численности безработных граждан (по методологии МОТ) до 4,8 млн. человек (6,6% экономически активного населения) в 2012 году. В 2013 году общая безработица достигнет уровня 2007 года – 6,3% экономически активного населения, а в 2014 году может снизиться до 5,8% экономически активного населения.

Положительная динамика общей и регистрируемой безработицы в 2011 году, а также антикризисные мероприятия Правительства Российской Федерации, предусматривающие усиление социальной поддержки безработных граждан, меры активной политики занятости, включая помощь гражданам в сохранении своего рабочего места, переобучении и переезде для замещения рабочего места позволят сократить регистрируемую безработицу, и в среднем за 2011 год она не превысит 1,6 млн. человек. Исходя из прогнозируемой общей численности безработных и соотношения численности зарегистрированных безработных к общей численности безработных, сложившегося в 2005-2010 гг. (33%), а также с учетом увеличения этого соотношения к 2014 году (до 35%) по мере роста обращаемости безработных в службу занятости при повышении качества предоставляемых услуг среднегодовая численность зарегистрированных безработных снизится в 2014 году до 1,45 млн. человек.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагают дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов (далее – ВКС).

19 мая 2010 года принят Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию ВКС, создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также на легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

С момента вступления в силу указанного закона число обратившихся за разрешением на привлечение ВКС устойчиво возрастает. В целях дальнейшей либерализации правового регулирования получения разрешения на работу и пребывания на территории Российской Федерации ВКС и членов их семей были приняты федеральные законы от 23 декабря 2010 г. №385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом принятых законодательных актов в 2011-2014 гг. ожидается дальнейшее увеличение количества привлекаемых высококвалифицированных иностранных работников в экономику Российской Федерации.

Кроме того, в 2011-2014 гг. ожидается увеличение количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России по патентам.

В связи с окончанием действия в 2012 году антикризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусматривающих в качестве одного из условий предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию субъектом Российской Федерации мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами, а также в связи с дальнейшим развитием российской экономики будет преобладать тенденция по увеличению количества привлекаемых в Российскую Федерацию трудовых мигрантов.

В прогнозный период миграционная политика будет определяться Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации, разрабатываемой в настоящее время. Среди основных направлений миграционной политики Концепцией намечено расширение возможностей переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, совершенствование формирования механизма оценки потребности в иностранной рабочей силе, упрощение порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан, участвующих в инвестировании и предпринимательской деятельности, содействие территориальной мобильности российских граждан, расширение образовательной миграции в Российскую Федерацию, поддержка академической мобильности.

Продолжится реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С января 2011 года реализация Государственной программы осуществляется в 32 субъектах Российской Федерации.

В 2012-2014 гг. реальные доходы населения будут ежегодно увеличиваться на 5-5,3 процента.

Рост доходов населения будет обеспечиваться ростом заработной платы, в первую очередь бюджетников, пенсий. Еще одним фактором, определяющим рост доходов населения, станет реформа денежного довольствия военнослужащих, которая предусматривает его существенное увеличение с 2012 года. Это обеспечит дополнительный рост реальных доходов в 2012-2013 гг. на 1 процентный пункт. В 2014 году влияние реформы на рост реальных доходов населения будет нивелировано.

В прогнозный период структура доходов населения будет достаточно стабильной. Заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов населения. Меры, направленные на улучшение уровня материального обеспечения пенсионеров, семей с детьми обеспечивают стабильно высокую долю социальных трансфертов в структуре доходов. В результате кризиса несколько снизилась доля доходов от собственности. С 2012 года существенно увеличится доля прочих доходов, что связано с реализацией реформы денежного довольствия военнослужащих (по методологии Баланса денежных доходов и расходов населения указанные доходы входят в состав прочих доходов населения).

Реальная заработная плата будет ускоряться с 3,6% в 2011 году до 5,1-6,3% в 2012-2014 годах. При этом благоприятная мировая конъюнктура и обострение ситуации на рынке труда обеспечат опережающий производительность труда рост заработной платы в частном секторе экономики в 2012-2014 годах, хотя ее динамика будет в большей степени соответствовать производительности труда, чем в докризисных период.

В результате сокращения к 2013 году 20% предельной численности федеральных государственных гражданских служащих 50% высвободившихся в результате данного сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату их труда и на начисления на выплаты по оплате труда, будут направлены на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.

В рамках программы модернизации материально-технической базы учреждений образования и повышения заработной платы педагогическим работникам на условиях софинансирования предполагаются субсидии субъектам Российской Федерации в размере 120 млрд. рублей на 2011-2013 годы. Указанные меры будут способствовать повышению уровня жизни педагогов.

В 2012-2014 гг. предусматривается индексация оплаты труда работников бюджетного сектора на индекс потребительских цен. В умеренно-оптимистичном сценарии в целях сокращения разрыва в заработной плате корпоративного и бюджетного секторов и стимулирования инновационной направленности развития российской экономики предполагается проведение дополнительной индексации оплаты труда бюджетников, занятых в образовании и здравоохранении. Эти меры могут повысить ежегодный рост заработной платы врачей и учителей в 2013-2014 гг. до 20% в номинальном выражении.

Демографические тенденции и социальное развитие - student2.ru В результате за 2012-2014 гг. заработная плата работников бюджетной сферы (без учета средств от оказания платных услуг и других внебюджетных средств) в 1,3 раза в реальном выражении, а соотношение со среднероссийской зарплатой составит более 70 процентов.

Необходимо отметить, что повышение заработной платы должно сопровождаться ростом эффективности функционирования бюджетных учреждений, повышением качества предоставляемых услуг.

В 2012 году будет проведена реформа денежного довольствия, которая предусматривает его существенное увеличение.

Наши рекомендации