Факторы, влияющие на развитие деловой карьеры

Человек планирует свое будущее, основываясь на собствен­ных потребностях и учитывая влияние социально-эконо­мических факторов.

Внешние факторы:

• страх быть уволенным, который создает нервозную об­становку и снижает производительность труда;

• страх оттого, что применение нового оборудования мо­жет приводить к сокращению рабочих мест;

• престижность работы;

• размер заработной платы.

Внутренние факторы:

• желание заниматься видом деятельности, который соот­ветствует самооценке сотрудника и доставляет ему моральное удовлетворение;

• стремление найти работу в местности, природные усло­вия которой благоприятно действуют на состояние здоровья со­трудника и позволяют организовать хороший отдых;

• желание выполнять работу, которая развивает способно­сти сотрудника;

• предпочтение иметь творческую работу;

• нацеленность на определенную степень независимости во время работы;

• мечта иметь хорошо оплачиваемую работу или позво­ляющую одновременно получать большие побочные доходы;

• возможность продолжать активное обучение во время ра­боты или параллельно ей;

• необходимость иметь работу, позволяющую заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Сила перечисленных факторов меняется с возрастом, а также по мере того, как меняется уровень квалификации сотрудника.

Планирование деловой карьеры сотрудников

Сотрудник должен знать не только свои перспективы' на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показа­телей ему необходимо добиться, чтобы рассчитывать на продви­жение по службе.

Планирование деловой карьеры — организация плано­мерного горизонтального и вертикального продвижения сотрудника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента его трудоустройства в фирму и кончая предполагаемым увольнением с работы.

Задачи планирования и реализации карьеры

  1. Обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
  2. Достижение взаимосвязи целеполагания фирмы и от­дельного сотрудника.
  3. Обеспечение направленности карьеры на конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуа­ций.
  4. Обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  5. Устранение «карьерных тупиков», т.е. Отсутствия воз­можностей для развития сотрудника.
  6. Повышение качества процесса планирования карьеры.
  7. Формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях.
  8. Изучение карьерного потенциала сотрудников.
  9. Обеспечение обоснованной оценки карьерного потен­циала сотрудников с целью сокращения нереалистичных ожида­ний.
  10. Определение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребно­сти в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Лекция 10. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами):

Линейные руководители

  • Консультируют по выделению существенных параметров оценки
  • Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых
  • Участвуют в работе аттестационных комиссий

Кадровые службы

  • Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала
  • Разрабатывают нормативные и методические материалы
  • Организуют аттестационные процедуры
  • Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований
  • Контролируют реализацию аттестационных процедур
  • Обрабатывают и анализируют данные
  • Осуществляют хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)

Таким образом, в проведении аттестации принимают участие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители. Так, в США непосредственный начальник должен не только хорошо знать своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной структуре должности несколькими уровнями ниже. Руководитель одного-двух вышестоящих уровней рассматривает выставленные оценки с учетом проявленной реакции работника, перепроверяет и утверждает их. Если результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, требуется еще одно утверждение на более высоком уровне.

Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.

Элементы аттестации. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.

Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.

При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).

Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.

Этапы аттестации.Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

Подготовка , осуществляемая кадровой службой, включает:

  • разработку принципов и методики проведения аттестации;
  • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
  • подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
  • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
    Проведение аттестации:
  • аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
  • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
  • анализируются результаты;
  • проводятся заседания аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации:

  • анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
  • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
  • утверждение результатов аттестации.

Наши рекомендации