Факторы, влияющие на развитие деловой карьеры
Человек планирует свое будущее, основываясь на собственных потребностях и учитывая влияние социально-экономических факторов.
Внешние факторы:
• страх быть уволенным, который создает нервозную обстановку и снижает производительность труда;
• страх оттого, что применение нового оборудования может приводить к сокращению рабочих мест;
• престижность работы;
• размер заработной платы.
Внутренние факторы:
• желание заниматься видом деятельности, который соответствует самооценке сотрудника и доставляет ему моральное удовлетворение;
• стремление найти работу в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья сотрудника и позволяют организовать хороший отдых;
• желание выполнять работу, которая развивает способности сотрудника;
• предпочтение иметь творческую работу;
• нацеленность на определенную степень независимости во время работы;
• мечта иметь хорошо оплачиваемую работу или позволяющую одновременно получать большие побочные доходы;
• возможность продолжать активное обучение во время работы или параллельно ей;
• необходимость иметь работу, позволяющую заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.
Сила перечисленных факторов меняется с возрастом, а также по мере того, как меняется уровень квалификации сотрудника.
Планирование деловой карьеры сотрудников
Сотрудник должен знать не только свои перспективы' на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей ему необходимо добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Планирование деловой карьеры — организация планомерного горизонтального и вертикального продвижения сотрудника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента его трудоустройства в фирму и кончая предполагаемым увольнением с работы.
Задачи планирования и реализации карьеры
- Обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
- Достижение взаимосвязи целеполагания фирмы и отдельного сотрудника.
- Обеспечение направленности карьеры на конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций.
- Обеспечение открытости процесса управления карьерой;
- Устранение «карьерных тупиков», т.е. Отсутствия возможностей для развития сотрудника.
- Повышение качества процесса планирования карьеры.
- Формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях.
- Изучение карьерного потенциала сотрудников.
- Обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала сотрудников с целью сокращения нереалистичных ожиданий.
- Определение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребности в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Лекция 10. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами):
Линейные руководители
- Консультируют по выделению существенных параметров оценки
- Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых
- Участвуют в работе аттестационных комиссий
Кадровые службы
- Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала
- Разрабатывают нормативные и методические материалы
- Организуют аттестационные процедуры
- Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований
- Контролируют реализацию аттестационных процедур
- Обрабатывают и анализируют данные
- Осуществляют хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)
Таким образом, в проведении аттестации принимают участие не только сотрудники кадровых служб, но и линейные руководители. Так, в США непосредственный начальник должен не только хорошо знать своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной структуре должности несколькими уровнями ниже. Руководитель одного-двух вышестоящих уровней рассматривает выставленные оценки с учетом проявленной реакции работника, перепроверяет и утверждает их. Если результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, требуется еще одно утверждение на более высоком уровне.
Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением.
Элементы аттестации. С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им подразделения (целесообразно привлекать и использовать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми это подразделение взаимодействует).
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
Этапы аттестации.Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка , осуществляемая кадровой службой, включает:
- разработку принципов и методики проведения аттестации;
- издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
- подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
- подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
Проведение аттестации: - аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
- аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
- анализируются результаты;
- проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации:
- анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
- подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
- утверждение результатов аттестации.