Цена: сущность, понятие функции.

Цена- денежное выражение стоимости товра, продукции и услуг. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и доход предприятия. Она регулирует направление ресурсов в конкретное производство. В условиях конкурентного рынка устанавливается равновесная цена, формируется под воздействием спроса и предложения. Низкая цена достигается в тех предприятиях которые производят ее с небольшими издержками.

Цена в условиях свободной конкуренции равна предельным издержкам.при таком определении цена не связанна со спросом на продукцию. Увеличение спроса приводит к тому , что цена устанавливается на уровне предельных издержек . при снижении спроса цена постепенно уменьшается и устанавливается на уровне предельных издержек той партии товара, на которую есть спрос.

Равновесная цена , как и спрос, и предложение зависит от ряда факторов. Изменение ситуации на рынке ведет к изменению спроса и предложения и соответственно к установлению новой равновесной цены. Установление разных цен на один и тот же вид товара, реализуемый разным покупателем, называется- ценовая дискриминация.

Функции: измерительная- цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара. Она выражает общественно необходимые затраты труда на производство товара; плановая- внутрихоз планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляются с помощью цен на планируемые процессы.; регулирующая-в рыночной экономике цены представляют основной инстумент уравновешивания спроса и предложения.цена указывает денежный запрос производителя или продавца товара с ответной реакцией покупателя; распределительная-повышение или распределение цен ведет перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями , соц группами населения; контрольная- цены служат инструментом учета и контроля расхода материально- вещественных и природных ресурсов; стимулирующая; социальная-изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения.

Структура цены представляет собой процентное соотношение отдельных элементов в составе цены.

50. Методы ценообразования. Механизм ценообразования на основные факторы производства.

Существует несколько методов: установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль- состоит в начислении стандартной наценке на Сп продукции. При этом не учитывается спрос на продукцию на рынке, самый простой способ; обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли-основывается на сопоставление общих издержек и ожидаемой выручки при разынх уровнях объема реализации; установление цен, исходя из реальной стоимости продукции- базируется на реакции покупателей на конкретный уровень цены на продукцию; установление цены на основе уровня средних текущих цен- товаропроизводитель за основу принимает цену конкурентов и не обращает внимания на собственные издержки или спрос на продукцию.

Механизм ценообразования: Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.

Наши рекомендации