Материальные нормативы, их виды и применение.
Материальные нормативы – важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия и фирм, характеризующая в условиях рынка величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции, выполнение работ и услуг с учетом действующих законов спроса и предложения.
Предметы труда – расход материалов, топлива, энергии.
Норматив использования ресурсов определяется значением коэффициентов, характеризующих отношение полезно-расходного материала к установленной норме на 1 продукции.
Расходный коэффициент – обратная величина фактического норматива использования материалов.
Коэффициент выхода продукции выражает соотношение общего объема производства изделий или выполнения работ и количества израсходованного сырого материала.
Нормативы затрат средств труда и производства определяют потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, режущем и мерительном инструменте и других основных фондов на выполнение установленного объема работ или услуг.
К важнейшим нормативам, характеризующим плановый или фактический уровень использования основных средств труда и производства:
1) режим работы оборудования;
2) коэффициент сменности и загрузки станков;
3) нормативы фондоотдачи и рентабельности основных фондов;
4) коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования;
5) нормы производительности станков и съема продукции с единицы производственной площади;
6) коэффициент обновления оборудования и использования станков по мощности;
7) нормы простоя оборудования в ремонте и длительности межремонтных циклов и т.д.
Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины среднесуточного их расхода и очередного периода закупок или интервала поступления заказной партии на предприятии.
При планировании следует различать максимальное, среднее, минимальное значение нормативов материальных запасов.
Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами временных, технологических, производственных процессов, а также величины расхода экономических ресурсов в различных единицах измерения и динамику их движения по всем стадиям обработки и подразделениям предприятия.
К основным календарно-плановыми нормативам движения ресурсов по стадиям производства относятся показатели длительности производственного цикла, размеры партии запуска, выпуска изделий, нормативы времени опережений по стадиям изготовления продукции, величина производственных заделов или запасов заготовок, времени наладки и переналадки оборудования и др.
Важными нормативами являются показатели качества, технологии и экономичности произведенной продукции, выполненных работ, услуг.
7 Методы разработки плановых нормативов и норм.
Сущность научного обоснования нормы трудовых затрат является выбор ее оптимального значения и определенных характеристик технологического процесса и других производственных ограничений.
Методы:
1. Аналитически - расчетный метод - основан на рассчитывании выполненных работ, анализе условий и состава работ и ресурсов, проектирования различных вариантов использования предметов труда, средств производства и рабочей силы и расчета потребности соответствующих ресурсов для конкретных условий предприятия.
Методика выполнения:
- проводится анализ;
- рациональный состав.
2. Аналитически - исследовательский - применяется для основания необходимых норм в условиях действующего производства на основе проведения наблюдений и экспериментов.
3. Экспериментально – опытный метод разработки норм – определение затрат труда, сырья и материалов на основе данных замеров полезного их расхода потерь и отходов, определенных в лабороторных или производственных условиях.
На производстве опытными считаются три нормы – установлены по опыту мастеров, менеджеров, технологов или других специалистов.
4. Отчетно – статистический – нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период.
Этот метод устанавливает нормы без анализа, расчленения и проектирования работы.
МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВОВ И ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Норме потребления предшествует определенный план производства. Не менее очевидно и второе: производить надо только тот товар и в таких количествах, в которых он будет продан на рынке
План производства должен быть сбалансирован с нормой потребления. Действие этих и подобных экономических механизмов и явлений должно быть в наибольшей мере учтено при разработке плановых показателей и формировании конечных результатов
Основными составляющими элементами любого экономического механизма могут одновременно выступать как исходные нормативы и нормы, так и завершающие плановые показатели или явления, а также весь производственный процесс, который происходит в интервале между ними и приводит к запланированным конечным результатам
Однако на всех предприятиях и фирмах непременно должны быть обеспечены сбалансированность и равновесие планов по производству и продаже продукции, по труду и численности персонала, по внедрению новой техники и инвестициям, по доходам и расходам и многим иным взаимосвязанным показателям
9. Типы планирования, виды планов
Существуют различные системы планирования бюджета предприятия. Например, жесткое планирование – это, когда планируются только расходы и доходы.
Классификация планов:
1. по содержанию:
- технико-экономические;
- оперативно-производственные;
- организационно-технические;
-социально-трудовые;
- снабженческо-технические;
- динамично-организационные;
- бизнес-планирование и др.
2. по уровню управления:
- высший (фирменное, корпоративное, заводское);
- средний (цеховое);
- низший (производственное);
3. по методам обоснования:
- рыночное;
- индикативное (государственное регулирование цен);
- централизованное;
4. по времени:
- краткосрочное (год, квартал, месяц);
- среднесрочное (1-3 года);
- долгосрочное (3-10 лет).
5. по сфере применения:
- межцеховое;
- внутрицеховое;
- бригадное;
- индивидуальное;
6. по степени точности:
- укрупненное;
- уточненное;
7. по времени ориентации / типология:
- инактивное (нацелено на приспособление к настоящему);
- преактивное (направлено на осуществление перспективных изменений в различных сферах деятельности);
- интерактивное (проектирование желающего будущего и изыскания путей его направления).
Теория планирования представляет формирование научных знаний по следующим проблемам:
1) методология рыночного планирования;
2) разработка нормативной базы;
3) механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей;
4) методика составления планов;
5) стратегическое планирование;
6) сетевое планирование;
7) социально-трудовое планирование;
8) финансовое планирование;
9) оперативное планирование;
10) экономическая оценка планов;
11) совершенствование планирования.
Принципы планирования – использование знаний для поиска и выбоа необходимых средств и ограниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственной деятельности.
Содержание рыночного плана определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Стадии:
1) формулирование проблем, определение системы описи;
2) обоснование целей и задач, стратегий;
3) планирование основ достижения целей, задач;
4) определение потребностей ресурсов и сроков поставки;
5) проектирование, внедрение, контроль.
10. Система органов планирования на пп.их задачи, структура, функции
Существуют системы государственного или федерального регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования
В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования:
1. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия
2. Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия
11. Организация процесса планирования. Схема и этапы разработки планов.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов, или стадий, основное назначение которых состоит в следующем
n формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
n обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
n планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
n определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
n проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением
n
12. Сущность и содержание стратегического планирования
Стратегическое планирование — это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов
Стратегические принципы планирования:
стратегическая направленность всех моментов стратегического планирования, предполагающая использование стратегической информации при анализе окружающей среды, определение ключевых проблем, существенно влияющих на функционирование предприятия, анализ альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тенденций и т. д.;
ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующуюся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия;
обоснование временного горизонта решения стратегических задач;
ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;
обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;
оптимальное использование стратегических возможностей;
взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием
Функции стратегического планирования на предприятии следующие:
определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;
создание стратегических хозяйственных подразделений;
обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;
выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;
разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;
контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации
13. Этапы стратегического планирования на пп.
n анализ внешней и внутренней среды предприятия — оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, собственного экономического потенциала;
n прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;
n разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий;
n разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов;
n обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов;
n реализация стратегических программ, проектов и планов;
n контроль за ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана
Процесс анализа среды функционирования предприятия начинается с определения основных элементов внешнего и внутреннего пространства, после этого выделяют наиболее важные из них, так называемые «критические точки»
Заключительный этап анализа внутренней и внешней среды — оценка информации о ней с целью выявления отрицательных и положительных воздействий на будущую деятельность предприятия
На основе SWOT – анализа получают проблемное поле предприятия. Количественная оценка проблем складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Затем проблемы ранжируют по степени значимости в зависимости от величины их оценки
На втором этапе определяют основные ориентиры предпринимательской деятельности предприятия, которые можно разделить на три типа:
n идеалы — ориентиры, которых не планируется достичь в обозримом периоде, но желательно к ним приблизиться;
n цели — ориентиры предпринимательской деятельности в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме;
n задачи — конкретные количественные измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения заданий
На третьем этапе планирования разрабатывают альтернативные стратегии развития предприятия и выбирают базовую и функциональные стратегии
На четвертом этапе разрабатываются целевые стратегические программы, проекты и планы по следующим ключевым проблемам: формирование и развитие инновационного предпринимательства, использование достижений научно-технического прогресса, активизация инвестиционной деятельности, стратегия управления и маркетинга и т. д.
Для пятого и шестого этапов — обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов, их реализация — характерно определение приоритетных направлений социально-экономического развития предприятия и с учетом этого перераспределение стратегических ресурсов
14. Структура и содержание стратегических планов пп
1. Предисловие.
Предисловие должно быть кратким, оно составляется после заполнения всех разделов стратегии и включает: виды выпускаемой продукции, значимость в широком масштабе, внутри страны, в данном регионе с точки зрения конкурентоспособности, качества, безопасности, имиджа, краткая характеристика ресурсного потенциала, анализ основных экономических показателей за 5 лет и на планируемый период.
2. Цели и задачи.
При формировании цели важна качественная формулировка.
3. Текущая деятельность и долгосрочные задачи.
Описывается организационная структура предприятия, дается характеристика выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, связи с партнерами.
4. Стратегия маркетинга.
Включает разработку продукта, стратегию каналов распределения товара, стратегия продвижения товара, ценообразование.
5. Стратегия использования конкурентных преимуществ.
При выборе стратегии решаются следующие вопросы: факторы макросреды, инфраструктура региона, микросреда, состояние техники, системы управления, анализируются конкурентные преимущества.
6. Стратегия производства.
Здесь рассматривают: организационно-технический уровень производства, уровень социального развития коллектива, деятельность предприятия в области охраны окружающей среды, технико-экономическое обоснование прогнозов, согласование стратегии развития производства.
7. Социальная стратегия.
Рассматривается базовая социальная стратегия, которая включает совершенствование социальной структуры производственного коллектива, укрепление здоровья, улучшение условий и охраны труда, определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры.
8.Стратегия ресурсного обеспечения предприятия.
Разрабатывается новая стратегия обеспечения и ее технико-экономическое обоснование.
9. Стратегический финансовый план.
При составлении данного плана проводят анализ хозяйственной деятельности предприятия, возможность оплатить краткосрочные обязательства, оценка эффективности использования предприятием своих ресурсов, измеряется эффективность управления в целом.
10. Стратегия НИОКР.
Компоненты:
- защитная стратегия;
- наступательная стратегия;
- защитно-наступательная стратегия;
- стратегия проникновения на рынок;
- стратегия реакции.
11.Стратегия внешнеэкономических отношений.
Рассматривают вопросы: экспортные цели, импортные цели, выбор рода международной деятельности.
12. Стратегия управления.
Включает подразделы: механизмы улавливания изменений, переформулирование стратегии, стратегический контроль, внедрение стратегии в действие.
13. Организация реализации и контроля.
Стратегический контроль: контроль окружающей среды, контроль стратегических действий, контроль стратегических изменений.
14. Приложения
15. Сущность сетевого планирования, построение сетевой модели и расчет плановых параметров сетевых графиков.
Сетевое планирование — это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов и долгосрочных комплексов проектных, плановых, организационных и других видов деятельности предприятия
Сетевая моделькомплекса называется ориентированным графом. Он представляет множество соединенных между собой элементов для описания технологической зависимости отдельных работ и этапов предстоящих проектов
Основным плановым документом в системе сетевого планирования является сетевой график, или просто сеть, представляющий информационно-динамическую модель, в которой отражаются все логические взаимосвязи и результаты выполняемых работ, необходимых для достижения конечной цели стратегического планирования. В сетевом графике изображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время предстоит выполнить
В основе сетевого моделирования лежит изображение планируемого комплекса работ в виде ориентированного графа.
На графике ребрами считаются работы, а вершинами — события
Работаминазываются любые производственные процессы или иные действия, приводящие к достижению определенных результатов, событий. На графике фиктивная работа изображается пунктирной линией
Событиямисчитаются конечные результаты предшествующих работ. Событие фиксирует факт выполнения работы, конкретизирует процесс планирования, исключает возможность различного толкования итогов выполнения различных процессов и работ
Существуют три основных способа изображения событий и работ на сетевых графиках:
вершины-работы, вершины-события и смешанные сети
В сетях типа вершины-работывсе процессы или действия представлены в виде следующих один за другим прямоугольников, связанных логическими зависимостями
В сетях типа вершины-события все работы или действия представлены стрелками, а события — кружками
Построение сети можно начинать как от исходного события, постепенно приближаясь к завершающему, так и наоборот — от конечного к начальному. В левой стороне сети следует располагать исходное (нулевое) событие, а в правой — завершающее. Событие обозначается кружком с указанием его номера, а работа — стрелкой. Над стрелкой проставляется продолжительность работы
Для определения ожидаемого времени выполнения каждой работы экспертные оценки подвергаются статистической обработке.
При допущении, что вероятность продолжительности любой работы соответствует закону нормального распределения, ожидаемое время ее выполнения можно рассчитать по следующей формуле:
Тож=tmin+4tнв+tmax
Продолжительность ожидаемого времени при допустимой ошибке, не превышающей 1%, может быть рассчитана и по двум оценкам:
Тож=3tmin+2tmax
Основными параметрами сетевых моделей являются планируемые стоимостные и временные показатели выполнения как отдельных процессов, так и всего комплекса работ.
Временные и стоимостные характеристики сетевых моделей являются важнейшими обобщающими показателями расходования экономических ресурсов, необходимых для выполнения всего комплекса работ или процессов
Резерв времени выполнения события — это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ. Резерв времени свершения каждого события определяется разностью между поздним и ранним сроками выполнения этого события по следующей формуле:
Ri=Tni-Tpi
где Ri — резерв времени выполнения i-ro события;
Тni — поздний срок совершения i-ro события;
Тpi — ранний срок наступления i-ro события
Ранний срок наступления события характеризует наиболее раннее из возможных время свершения определенного события, запланированного в сетевом графике. Расчет ранних сроков выполнения событий ведется от исходного до завершающего таким образом
Tрi=to-i(max to-i),
где max t0-i — максимальное время выполнения всех работ, ведущих к данному событию
Поздний срок свершения события — это такой период допустимого времени, превышение которого вызывает соответствующую задержку наступления завершающего события. Поздний срок свершения событий определяется разностью между продолжительностью критического пути и максимальной длительностью следующих за данным (i-ым) событием путей к завершающему (С) по следующей формуле:
Tni=Lkp-ti-c(max ti-c),
где LKр — продолжительность критического пути;
max ti-c — максимальная длительность пути от данного события до завершающего
16 Планирование развития потенциала предпр-я.
Задачи стратегического план-ия -обеспечить фирме необходимые преимущества перед конкурентами, потенциал предприятия должен расти быстрее, чем у его конкурентов. Потенциал- это совокупность показателей, характеризующих силу фирмы, возможности, средства, ресурсы и др. резервы. Выбор стратегии развития потенциала предприятия зависит от состава, структуры, качества имеющихся ресурсов, конкурентоспособности, положения на рынке, целей.
Две категории ресурсов предприятия: материальные и людские, и 4 вида:
1) Земля- природные ресурсы, в т.ч вода, леса, воздух.
2) Трудовые ресурсы- умств-ые и физические способности человека.
З) Капитал-весь запас материальных средств: оборудование, сырье и т.д.
4) Предпринимательские способности человека (они то же ограничены).
К особым ресурсам относятся организация производства и раб. времени.
Планирование развития потенциала предприятия основано на проблеме производства и потребления и включает этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования пр-ых ресурсов, возможностей предприятия и его положения на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия и его совокупного потенциала;
3) анализ резервов и потерь эк. Ресурсов;
4) выбор стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала фирмы с учетом целей и имеющихся ресурсов;
6) выполнение запланированного.
В совокупный потенциал фирмы включается: трудовой потенциал человека (здоровье, образование, нравственность, профессионализм, экономический потенциал предприятия ( все его ресурсы: трудовые, материальн., финансовые)-это показатели объема и качества произведенной продукции, численность ПП персонала, основных и оборотных фондов и т.д. уровень платежеспособности и кредитоспособности, задолженности, информационное обеспечение, обновление производства и т.д. Рассмотренные компоненты содержат и характеристики соц-экономического, науч-техничекого, финансово-инвестиционного потенциалов.