Анализ ассортимента сырокопченых колбас в магазине
Решающую роль в совершенствовании торгового обслуживания населения и повышении экономической работы торгового предприятияиграетправильно сформированный торговый ассортимент.Важнейшей частью товарного ассортиментаявляются: разработка системы показателей, которые наиболее полно характеризовали бы изучаемый объект, и их количественное определение. Результаты хозяйственной деятельности предприятия напрямую зависят от товарного ассортимента, который во многом определяет успех маркетинговых усилий.
Ассортимент товаров – это состависоотношениеразличныхвидовпродукции,товаров,услугвпроизводственномиторговомпредприятиях;переченьвидовиразновидностейпродукцииитоваров,различаемыхпоотдельнымпоказателям(признакам).
Совокупность всех ассортиментных групп товаров, предлагаемыймагазином «Продукты»ИП Шаталова Т.В., определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:
- широтой;
- полнотой;
- новизной;
- устойчивостью.
Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а так же относительным показателем – коэффициент широты.
В ходе исследований был проведен анализ ассортимента сырокопченой колбасы, реализуемой в ИП Шаталова Т.В.магазин «Продукты». Ассортимент сырокопченых колбас на предприятии представлен шестью наименованиями. При анализе ассортимента товарной группы были определены такие показатели, как широта, полнота, устойчивость и новизна (основной классификационный признак - производитель). Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных показателей.
Широта ассортимента
Широта ассортимента - это количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. Это свойство характеризуется действительной и базовой широтой, а также коэффициентом широты (Кш). Коэффициент широты вычисляется по формуле:
Коэффициент широты (Кш) – отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Коэффициент широты Кш вычисляют по формуле:
Кш =(Шд/ Шб,)× 100% (7)
где Шд– фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
Шб– широта, принятая за основу для сравнения.
В магазине «Продукты» представлена сырокопченая колбаса 6 различных наименований. Следовательно, величина действительной широты ассортимента равна 6. В качестве базового показателя была использована классификация сырокопченых колбас в соответствии с ГОСТ Р 55456-2013. Так, согласно стандарту существует 34 наименования сырокопченых колбас, значит, базовая широта равна 34.
Показатель широты ассортимента сырокопченых колбас рассчитывается по формуле:
Кш 2014 =(4/34) ×100% =11,7%
Кш2015=(5/34) ×100% =14,7%
Кш2016=(6/34) ×100% =17,6%
Из данного анализа можно сделать вывод, что показатель широты в магазине «Продукты» невелик. Это обуславливается тем, что ассортимент сырокопченых колбас в соответствии с нормативными документами очень велик, и так как магазин небольшой, увеличивать показатель широты не целесообразно. За последние 3 года показатель широты сырокопченых колбас в магазине «Продукты» увеличился на 5,9%: в 2014 он составлял 11,7%, в 2015-14,7% и в 2016-17,6%.
Полнота ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты – отношение действительного показателя к базовому.
Кп =(Пд/Пб )× 100%, (8)
где Пд– фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы;
Пб – регламентируемое или планируемое количество товаров.
Значение этого показателя варьируется от 0 до 100%. Но в некоторых случаях он может быть больше 100%, когда в магазине ассортимент представлен полнее, чем предусмотрено планируемым количеством товаров. В исследуемом магазине осуществлялась реализация сырокопченых колбас 4 производителей в 2014 году, 5 в 2015 году и 6 в 2016 , в то время как у потенциальных конкурентов их насчитывалось до 13. Следовательно, соотношение составляет в 2014 году как 4 к 11, в 2015 году 5 к 12 и в 2016 как 6 к 13:
Кп 2014г = ( 4 / 11)× 100% = 36,3%
Кп 2015г = ( 5 / 12)× 100% = 41,7%
Кп 2016г = ( 6 / 13)× 100% = 46,1%
Данные исследования показывают, что с каждым годом происходит увеличение коэффициента полноты ассортимента сырокопченых колбас, реализуемых в магазине «Продукты».
Устойчивость ассортимента – способность наборов товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименование товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Ку = (Кс/Кв)×100% (9)
где Кв– количества видов, разновидностей и наименование товаров;
Кс– количества видов, пользующихся устойчивым спросом (более 10%) у потребителей.
Ку 2014г = (4/8) × 100% = 50,0 %
Ку 2015г= (4/9) × 100% = 44,4 %
Ку 2016г= (4/12) × 100% =33,3 %
Таким образом, коэффициент устойчивости в магазине «Продукты» в динамике по годам составил 50,0% , 44,4% и 33,3% соответственно.
Важное значение имеет введение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Приемлемым является обновление до 10% торгового ассортимента магазина в год. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров. Коэффициент обновления вычисляется как отношение количества новых товаров к общему количеству товаров.
Обновление (новизна) ассортимента – это замена товаров, находящихся в продажи, изделиями с более высокими потребительскими качествами. Степень (коэффициент) обновления вычисляется как отношение количества новых товаров к общему количеству товаров.
Коб = (Н/О)×100% (10)
где Н – количество новых наименований вареных колбас;
О – общее количество колбас, находящегося в реализации.
Рассмотрим коэффициент обновления в период с 2014 по 2016 год. В 2014 г. в ассортимент магазина входило 8 наименования сырокопченой колбасы и 2 из них были новыми. В 2015 г. ассортимент включал 9 наименований продукции, при этом было добавлено 3 новых продукта и удален 1. В 2016 году магазин имел 12 наименований сырокопченой колбасы, при этом в ассортиментный перечень было включено три новых продукта.
Коб 2014г = (2 / 8) × 100% = 25,0%
Коб 2015г = (3 / 9) × 100% = 33,3%
Коб 2016г = (3 / 12) × 100% = 25,0%
По этим данным можно сделать вывод, что наиболее высокий коэффициент обновления наблюдался в 2015 году, когда происходило основное формирование ассортимента сырокопченых колбас. Обобщенные данные показателей ассортимента сырокопченых колбас в магазине «Продукты» представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Показатели ассортимента сырокопченой колбасы, реализуемой в магазине «Продукты»
Показатели | 2014г | 2015г | 2016г |
Полнота ассортимента, % | 36,3 | 41,7 | 46,1 |
Широта ассортимента, % | 11,7 | 14,7 | 17,6 |
Коэффициент устойчивости, % | 50,0 | 44,4 | 33,3 |
Обновление ассортимента (новизна), % | 25,0 | 33,3 | 25,0 |
Исходя из данных, приведенных в таблице 8 можно сделать вывод, что ассортиментная политика в магазине «Продукты» ведется рационально. Рассмотрим более подробно структуру ассортимента сырокопченых колбас, реализуемых в магазине, данные представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Анализ структуры ассортимента сырокопченых колбас, реализуемых магазином «Продукты»
Поставщики | Наименование | 2014г | 2015г | 2016г | Отклонения2016 к 2014г | |||
Объем реализации, кг | Структура, % | Объем реализации, кг | Структура, % | Объем реализации, кг | Структура, % | Объем реализации, кг | ||
ООО «Здоровье» | «Московская» | 23,90 | 19,94 | 16,43 | -2 | |||
«Элитная» | 7,52 | 5,49 | 5,59 | -10 | ||||
«Пражская» | 5,51 | 4,24 | 4,05 | -11 | ||||
ОАО «Великолукский мясокомбинат» | «Московская» | 12,7 | 15,35 | 13,10 | -96 | |||
«Брауншвейгская» | 6,25 | 4,73 | 6,29 | -38 | ||||
ООО «Мясокомбинат Дубки» | «Московская» | - | - | 17,62 | 14,92 | - | ||
«Зернистая» | - | - | 6,18 | 4,75 | - | |||
ОАО «Мясокомбинат Волжский» | «Московская» | 25,83 | 9,66 | 8,52 | ||||
ОАО «Сочинский мясокомбинат» | «Московская» | 14,67 | - | - | - | - | - | |
«Брауншвейгская» | 8,16 | - | - | - | - | - | ||
ОАО «Мясокомбинат Краснодарский» | «Московская» | - | - | 16,79 | 13,63 | - | ||
ООО «Камышинские колбасы Соловьева» | «Московская» | - | - | - | - | 5,06 | - | |
«Зернистая» | - | - | - | - | 3,51 | - | ||
«Столичная» | - | - | - | - | 4,15 | - | ||
Итого | - |
На основе данных таблицы 9 можно сделать вывод о том, что наибольшая доля реализации сырокопченых колбас с 2014 по 2016 год принадлежала компании ООО «Здоровье», под торговой маркой Волгоградский мясокомбинат, что также характеризует устойчивость спроса на данный товар. Увеличение объемов поставок отмечено также у Великолукского, Краснодарского и Волжского мясокомбинатов.
……………………………………………..