Характеристика материально-технической базы
Материально-техническая база- совокупность материальных, вещественных элементов, средств производства, которые используются и могут быть использованы в экономических процессах. Материально-техническая базамагазинов включает здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Торговый зал магазина служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. Рабочие места продавцоворганизованыв торговом зале магазина «Продукты». Устройство и планировка торгового зала магазина выполнены, исходя из следующих требований: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Товары в магазине группируются по секциям (комплексам) в зависимости от ассортиментной группы товаров, используют вертикальный способ выкладки. При вертикальном способе выкладки («ленточная» выкладка) одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа — хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Холодильные установкииспользуютсядля размещения отдельных групп товаров (мясо, рыба, сыры, колбасы).
Одной из важных составляющих концепции торгового объекта является технологическая планировка, обеспечивающая наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового объекта, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей
Торговый зал магазина оборудован стеллажами, на которых располагается пищевая продукция, а также хозяйственные и сопутствующие товары. Как уже отмечалось выше, для хранения отдельных видов товаров используются холодильные установки. Кассовые аппараты располагаются на кассах при выходе из магазина.
В магазине для перемещения грузов в основном используется физическая сила персонала, но применяется также и подъемно-транспортное оборудование (тележка, погрузчик).Для разгрузки транспортных средств оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом.
В магазине «Продукты» ИП Шаталова Т.В.используется следующее торгово-технологическое оборудование:
1.Торговые стеллажи, прилавки. Используются в данном магазине, на них располагается товар, выставленный на продажу. К торговым стеллажам и прилавкам предъявляются следующие требования: безупречный внешний вид, повышенная функциональность, безопасность покупателей и обслуживающего персонала, сохранность товара в надлежащем качестве.
Рисунок 2 – Торговый стеллаж, прилавок
2.Морозильные лари – вид холодильного оборудования, характеризующийся низкотемпературным режимом (-100 -200С). Подразделяются на лари с глухой крышкой (для хранения продуктов) и стеклянной крышкой (для хранения и демонстрации продуктов). Их используют для замороженных мясных и рыбных полуфабрикатов, хранения и продажи мороженного. Небольшие размеры делают морозильные лари мобильными и их легко перемещать по торговому залу.
Рисунок 3 - Морозильный ларь Caravell 306-995
3. Витрины холодильные - служат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Хладоснабжение витрин в зависимости от их модели осуществляется от холодильного агрегата, расположенного в машинном отделении витрины, или холодильного агрегата, установленного вне витрины, в машинном отделении магазина. Подходит для следующих видов товаров: полуфабрикаты (мясные и рыбные, пицца, пельмени, котлеты, нагетсы и др); мороженая и охлажденная рыба, морепродукты; мороженое и охлажденное мясо; гастрономия – сыр, колбаса, сосиски, творог, сметана, молоко, масло.
Рисунок 4 – Витрина холодильная CryspiBlues 1200
4. Шкафы холодильные - устанавливают на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух типов: среднетемпературные и низкотемпературные. Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную хладопроизводительность машин и различное количество дверей. Охлаждаемые витрины используют для продажи самых разнообразных продовольственных товаров: колбас, сыров, мясных и рыбных деликатесов, кондитерских изделий, напитков и т.д.
Рисунок 5 – Шкаф холодильный SOLO GD
5. Весоизмерительное оборудование: электронные весы с принтером штриховых кодов. У них есть целый ряд функций, которые самым наилучшим способом подходят для торговли в – определение веса и стоимости товара; автоматическая установка нуля при включении весов; число клавиш цены – 7; клавиши прямого вызова из памяти цен товаров; расчет суммарной стоимости покупки; коррекция стоимости покупки; автоматическое суммирование стоимости продаж за день; учет веса тары.
Рисунок 6 – Весы электронные
6. Кассовое оборудование. Кассовое оборудование в магазине предназначено для осуществления расчета с покупателями и учета денежной выручки, поступающей в оплату за проданные товары.
Применение кассовых аппаратов в торговле позволяет вести точный систематический учет и контроль денежных поступлений магазина, препятствует различного рода злоупотреблениям с наличной выручкой. Конструкция современных кассовых аппаратов позволяет выполнять различные операции: вести учет полученных от покупателя денег, печатать чек, печатать на контрольной ленте шифр, вести подсчет стоимости покупки одного покупателя, определять сдачу покупателю и многое другое.
Рисунок 7 – Кассовый аппарат
Все оборудование торгового предприятия соответствует используемым методам продаж.