Виды норм и методы нормирования труда служащих.
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА СЛУЖАЩИХ - установление общественно необходимых затрат инженерного, управленческого и др. видов умственного труда по его количеству (рабочему времени или численности работников) и качеству (сложность работ или квалификация работников) для достижения заданного общественно полезного результата.
Содержание трудовых процессов технических исполнителей характеризуется регулярной повторяемостью рутинных работ и операций, таких, как прием и выдача документов, работа операторов на вычислительных машинах, машинописные работы и т.п. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для различных категорий управленцев. Для нормирования повторяющихся работ, выполняемых техническими исполнителями (машинистками, чертежниками, копировщиками, счетоводами), и расчетов их численности могут применяться нормы времени и нормы выработки. В тех случаях, когда выполняются работы нестабильные по объему, но с наличием периодически повторяющихся элементов, для нормирования и расчетов численности следует использовать нормы обслуживания. С помощью норм обслуживания определяется необходимая численность табельщиков, кассиров, диспетчеров и др. Нормирование труда линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью норм управляемости. Внутри служб и подразделений предприятия в целях рациональной организации труда и расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидностью норм управляемости.
Нормативные материалы по труду служащих, осуществляющих функции управления, должны быть четырех видов:
- нормативы численности работников в целом и по функциям управления;
- нормативы обслуживания(нагрузка на одного работника) и управляемости(для руководителей);
- нормативы соотношений, устанавливающие оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий;
- нормативы трудоемкости по отдельным этапам и видам работ.
Нормирование труда служащих осуществляется, главным образом, аналитически расчетным методом, но может использоваться и метод аналитически исследовательский.
При аналитически расчетном методе используются нормативные материалы, которые имеют пять разновидностей: нормативы времени, нормативы численности, нормативы централизации работ, нормативы управляемости, или обслуживания и нормативы соотношений численности разных категорий служащих.
52. Управление организацией труда: сущность и содержание.
Управление организацией труда - процесс целенаправленного воздействия на организационные отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие, как системы организации труда, так и всего предприятия (организации, фирмы) в целом. Система управления организацией труда включает в себя управляемую подсистему, или объект управления, управляющую подсистему, или субъект управления, и механизм, обеспечивающий взаимодействие управляемой и управляющей подсистем. Объектом управления (управляемой подсистемой) выступает функционирующая, действующая система организации труда на предприятии (организации, фирме). Субъектом управления (управляющей подсистемой) могут быть органы государственного и отраслевого управления, подразделения предприятий (организаций, фирм) и отдельные работники (группы работников) - линейные руководители разных рангов (бригадир, мастер, начальник отдела, начальник цеха, руководитель предприятия), менеджер по управлению персоналом, организатор труда и т. д., а также сами исполнители, организующие свой труд как в процессе самоорганизации, так как и при реализации, внедрении разработанных оргнововведений. Механизм управления организацией труда представляет собой совокупность методов, средств, приемов, рычагов, технологий воздействия субъекта управления на управляемый объект - систему организации труда с целью обеспечения эффективного ее функционирования и развития. Важнейшими составляющими данного механизма являются организационный и экономический механизмы управления организацией труда, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.