Организация трудового процесса

Трудовой процесс – это совокупность методов и средств воздействия человека на предмет труда с помощью орудия труда либо воздействия контролируемого (управляемого) человеком орудия труда на предмет труда с целью выпуска материального или нематериального продукта, протекающий в определенных природных или искусственных условиях.

Целесообразно выделить следующие общие этапы трудового процесса:1) анализ ситуации (проблемы, планы работ, программы, технологии, замыслы и т.д.);

2) мысленное представление технологии выполнения работы, возможных воздействий факторов внешней среды, прогнозирование результатов процесса;

3) подготовка рабочего места и обеспечение его всем необходимым (материальными ресурсами, рабочей силой, информацией, технологией т.д.);4) выполнение работы – непосредственный трудовой процесс;5) оформление результатов работы;6) сдача и внедрение (реализация) работы;7) стимулирование хороших результатов работы.

Организовывать трудовой процесс ― значит состыковать в пространстве и времени, по количеству и качеству предмет труда, орудие труда и живой труд. При этом организаторы, технологи, экономисты должны ответь на вопросы: что производится, с какими параметрами, кто производит, где, когда, с какими затратами и какими результатами пройдет трудовой процесс.

Рабочее место является первичным структурным элементом участка, - закрепленная за одним рабочим или бригадой рабочих часть производственной площади с находящимися на ней орудиями и другими средствами труда, в том числе инструментами, приспособлениями, подъемно-транспортными и иными устройствами соответственно характеру работ, выполняемых на данном рабочем месте.

Организация рабочего места включает: выбор рациональной специализации рабочего места и его оснащение оборудованием, оснасткой и инвентарем; создание комфортных условий труда; рациональную планировку; бесперебойное обслуживание рабочего места по всем функциям. Конкретное содержание работ по рациональной организации рабочих мест зависит от многих факторов: вида труда (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный), условий труда (комфортные или неблагоприятные), типа производства и т. д. Организация и обслуживание рабочих мест зависят и от типа производства.

В зависимости от характера выполняемой работы рабочие места могут быть стационарными или передвижными. На стационарных рабочих местах чаще всего организуется зона для обслуживания рабочих (слесарей-ремонтников, электриков, наладчиков и др.). По профессиональной принадлежности работников можно выделить рабочие места для основных рабочих (станочника, оператора, слесаря-сборщика, радиомонтажника, кузнеца, литейщика, сварщика и др.), вспомогательных рабочих (наладчика, смазчика, кладовщика и др.), ИТР и служащих.

В условиях кризиса необходимость сокращения затрат ставит многие компании перед необходимостью оптимизировать численность персонала. При этом вынужденные сокращения не должны приводить к потере ключевой экспертизы и эффективности бизнес-процессов. Одним из инструментов, позволяющих соблюсти эти условия в процессе оптимизации численности персонала, является реорганизация трудового процесса.

Практика консультантов IBS показывает, что часто перераспределение трудовых ресурсов в пределах одного офиса либо между несколькими организационными единицами позволяет существенно сократить численность сотрудников, необходимую при выполнении определенного объема работ. Поэтому в период кризиса мы предлагаем своим клиентам реализовать совместный проект по повышению эффективности организации трудового процесса, в ходе которого происходит:

Оптимизация рабочих графиков.Оценка норм загрузки персонала.Разработка механизмов планирования загрузки.Создание мобильных подразделений

Как правило, проект разбивается на три этапа:Анализ распределения нагрузки.Исследование фактической загрузки персонала.Перераспределение рабочего времени и численности

В результате проекта клиент получает детализованные предложения по использованию в компании таких инструментов, как:Гибкий график, сменная работа, расширение зоны обслуживания, внутреннее совмещение.Определение реально необходимой численности в зависимости от загрузки офиса.Обслуживание работником нескольких офисов в часы их пиковой нагрузки, аутсорсинг временного персонала.Внедрение разработанных в ходе проекта мероприятий позволяет без потери эффективности высвободить до 20% персонала.

Наши рекомендации