Классификация затрат на рабочую силу.
В целях управления все затраты, связанные с формированием, развитием и использованием трудового потенциала, можно классифицировать следующим образом:
1. По фазам процесса воспроизводства рабочей силы:
– на производство рабочей силы;
– на распределение рабочей силы (затраты на перемещение работников в порядке перевода в другие структурные подразделения, на привлечение рабочей силы со стороны);
– на потребление рабочей силы (заработная плата, различные выплаты из поощрительных фондов).
2. По целевому назначению:
– на образование, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров;
– на услуги социально-бытового назначения;
– на социальную защиту и страхование;
– на улучшение условий труда.
3. По источникам финансирования:
– государство (государственный, региональный и местный бюджеты);
– предприятие (прибыль, себестоимость);
– фонды общественных организаций;
– сам работник.
4. По времени возмещения:
– долговременные;
– текущие.
5. По отношению целесообразности сокращения затрат:
– резервообразующие;
– не резервообразующие (не подлежащие сокращению).
На уровне предприятия затраты на персонал подразделяются на две группы:
1. Основные затраты отражают оплату результатов труда (заработная плата, оклады штатных и внештатных сотрудников, прочие выплаты);
2. Дополнительные затраты:
а) на основании тарифов и законодательства (затраты на технику безопасности, оплату больничных листов, отпусков, отчисления на социальное страхование, оплата особых достижений, подготовка и повышение квалификации);
б) на социальное обслуживание (компенсация расходов работников на питание, транспортные услуги, жильё, содержание медицинской службы предприятия).
Годовые текущие затраты, связанные с совершенствованием управления персоналом, определяются по формуле: , где
-основная и дополнительная заработная плата;
-отчисления на социальные нужды;
-расходы на командировки;
-расходы на служебные разъезды;
-расходы на содержание легкового транспорта (ремонт и амортизация);
-канцелярские и типографские расходы;
-почтово-телеграфные и телефонные расходы;
-расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений;
-расходы на содержание и эксплуатацию ЭВМ и оргтехники;
-расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
-прочие управленческие расходы (спецодежда, фирменный имидж и т.д.).
Оценка эффективности функционирования управляемой и управляющей подсистем.
Оценка эффективности функционирования управляющей и управляемой подсистем осуществляется на основе критериев эффективности, в качестве которых выступают показатели, выражающие определённую меру желаемого результата.