Структура органов управления в лесном хозяйстве

Организационная структура управления предприятием - сово­купность органов, управляющих деятельностью производственных подразделений и находящихся между собой в определенной взаимосвязи и подчиненности. Организационная структура предприятия формируется в соответствии с соста­вом, содержанием и трудоемкостью выполнения общих и специаль­ных функций управления. В схеме организационной структуры аппа­рата управления предприятием выделяют несколько уровней управле­ния в порядке подчиненности.

Различают несколько типов организационных структур управ­ления предприятием.

Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления.

К преимуществам линейной структуры можно отнести:

- единство и четкость распорядительства; -согласованность действий исполнителей;

-четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными;

- быстроту реакции в ответ на прямые указания;

- личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

К недостаткам линейной структуры можно отнести:

- высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными;

- перегрузка руководителей высшего уровня, огромное количество информации, множество контактов с подчиненными и руководителями;

- отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Усложнение производства предопределило дальнейшее разделение управленческого труда и формирование функциональной структуры управления (рис. 12). Ее основой является специализация каждого органа управления на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразде­лений. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, а структура в целом нацелена на выполнение постоянно повторяющихся задач, не требующих оперативного принятия решений. К преимуществам функциональной структуры следует отнести:

- высокую компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством. структуры управления

К недостаткам функциональной структуры можно отнести:

- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;

- снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

- длительная процедура принятия решений, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, поскольку каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления, обеспечивающая такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Такая организационная структура характерна для предприятий лесного хозяйства: инженер по лесопользованию, по лесовосстановлению, по охране и защите леса от вредителей и болезней, по побочному пользованию т.д.

К достоинствам линейно-функциональной структуры можно отнести следующее:

- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением, технической подготовкой производства, планированием финансовых расчётов и др.; - функциональные специалисты готовят варианты решений по сложным производственным проблемам, но окончательное решение принимает линейный руководитель соответствующего уровня инесет ответственность за его осуществление.

К недостаткам данной структуры можно отнести:

- чрезмерно развитую систему взаимодействия по вертикали;

- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множествами оперативных задач.

В проектных организациях применяется матричная структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с од­ной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта, наделенному необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соот­ветствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.


Наши рекомендации