Концентрация производства: сущность, формы, показатели оценки уровня, эффективность
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях, что способствует повышению эффективности производственной деятельности от концентрации производственных мощностей за счет снижения издержек на производство, что дает возможность более гибкого ценообразования и конкурентные преимущества для предприятий в целом.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.
Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;
2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
4) удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
6) удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.
20.Концентрация и монополизация в экономики, их взаимосвязь; методы определения уровня монополизации и пути ее преодоления.
Концентрация и монополизация, как явление в экономике, тесно связаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия – монополиста или группы предприятий – монополистов.Концентрация- это сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации. Важный момент- оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.
С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т.е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.
Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Монополистической деятельностью являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:- злоупотреблении доминирующим положением на рынке;- совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара, которые приводят или могут привести к следующему: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.
В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена законами.