Функции и методы производственного менеджмента
Типы производства, их технико-экономическая характеристика
Типы производства:
массовое
серийное
единичное
Массовое производство характеризуется:
узкой номенклатурой;
большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливающихся в течение продолжительного периода времени
Отличительные признаки:
каждое рабочее место постоянно загружено выполнением одной операции;
в массовом производстве для выполнения каждой операции над предметом требуется одно или несколько рабочих мест;
имеет место полная стабильность производственных условий на рабочих местах; Позволяет: узко специализировать рабочие места и оснащать их специальной высокопроизводительной оснасткой;
устанавливать точные нормативы всех затрат;
осуществлять тщательную техническую подготовку производства; создавать поточные линии при производстве отдельных предметов;
обеспечивать высокую степень параллельности, непрерывности и ритмичности производства. Все перечисленное позволяет достичь высокой производительности труда, максимально сократить цикл производства, уменьшить величину незавершенного производства и другие.
Серийное производство характеризуется:
ограниченной номенклатурой изделий, изготавливаемых периодически повторяющимися партиями; сравнительно большим объемом выпуска. Различают три разновидности серийного производства: крупносерийное. Среднесерийное.
Мелкосерийное. Отличительные признаки серийного типа производства:
Каждое рабочее место загружено последовательным выполнением нескольких разных операций; Относительная стабильность производственных условий на рабочих местах, определяется регулярной повторяемостью выпуска продукции сериями, партиями;Более слабая нормативная и техническая база;Периодичность партий удлиняет цикл изготовления и увеличивает величину оборотных средств;Чередование изготовления продукции усложняет задачи организации, планирования и управления производства;
Единичное производство характеризуется:
Широкой номенклатурой изготавливаемых изделий;Единичные и малые разовые объемы выпуска Отличительные признаки единичного производства:
Практически полная неповторяемость выпуска изделий при их изготовлении отдельными экземплярами или малыми сериями (партиями)
Широкая номенклатура деталей и операций, выполняемых на рабочих местах
Полная нестабильность производственных условий на рабочих местах вследствие воздействия первых двух признаков
Ограниченный состав нормативной базы, имеющий укрупненный характер
Сложность в организации и планировании производства из-за большой изменяющейся номенклатуры деталей, сборочных единиц и изделий
Более низкие технико-экономические показатели по сравнению с серийным производством
Виды производственных мощностей.
При планировании производства требуется учет всех этих изменений и определение нескольких видов производственных мощностей:
1)входная мощность — производственная мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;
2) выходная мощность — производственная мощность на конец года. Она определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей;
3) проектная мощность — производственная мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия;
4) для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год.
Методика расчета входной мощности
Под входной мощностью понимают производственную мощность предприятия, цеха, участка на 1 января текущего года или на конкретную дату предшествующего периода.
Функции и методы производственного менеджмента
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях. 1. Планирование. Функцией менеджмента “номер один” общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.
3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.
4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а часто многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, т. е. поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам.
5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния. Методы: 1.Организационные методы. Прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно Именно организационные методы управления создают необходимые условия для функционирования предприятия. Они являются регламентированными (пассивными), составляя необходимый фундамент для трех остальных групп методов, которые по отношению к применяемому методу являются активными. 2.Административные методы, или методы властной мотивации, сводятся к открытому принуждению людей заниматься тем или иным видом деятельности либо к созданию возможности подобного принуждения. Методы из данной группы применяются, если невозможны
3.Экономические методы. Методы данной группы позволяют исполнителю проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и нести ответственность за принимаемые решения. Они предполагают косвенное воздействие на объект. 4.Социально-психологические методы. Эта группа методов применяется при непосредственном управлении в тех случаях, когда экономические методы демонстрируют свою ограниченность.Существуют два основных направления, в которых применяются социально-психологические методы: —формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, активизация изобретательской и рационализаторской деятельности и т.д. —выявление и развитие индивидуальных способностей каждого работника, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
4. Предприятие как производственно-экономическая системапредприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект рынка для производства продукции, а так же для выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения потребностей и получение прибыли. Современное предприятие представляет собой сложную производственно-экономическую систему. Ее характеризуют следующие системные черты:
многообразие структуры , которое выражается в большом количестве разнообразных структурных элементов, таких как цеха, хозяйства, лаборатории;
различие природы элементов , которое, как известно, является одним из существенных признаков сложных систем, очень ярко выражено в производственно-экономических системах.
В качестве основных элементов производства рассматривают рабочую силу, средства труда, предметы труда.