Ранжирование стратегических задач.
Планирование своевременных решений — это процесс, затрагивающий все уровни организации и продолжающийся несколько месяцев. Этот процесс настолько сложен, что фирмы попросту не справляются с неожиданностями, преподносимыми правительством, иностранными конкурентами, техническим прогрессом с его внезапными прорывами и т.д., т.е. со всем тем «снегом на голову», который сыплется слишком быстро и не вписывается в плановый цикл
Чтобы справиться с такими быстро меняющимися задачами, фирмы взяли на вооружение принцип своевременных решений, или так называемое управление путем ранжирования стратегических задач, показанное на рис. 1.2.4. Этой системой легко овладеть и пользоваться Она предусматривает следующее.
- Устанавливается постоянное наблюдение за всеми тенденциями во внешней обстановке: рыночными, техническими, общеэкономическими, социальными, политическими.
- Результаты анализа этих тенденций и оценка степени срочности решений докладываются высшему руководству фирмы как на регулярных совещаниях, так и просто по мере обнаружения новых опасностей и открытия новых возможностей.
- Высшее руководство вместе с плановой службой фирмы делит все задачи на четыре категории: а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла; в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой фальшивую тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения.
- Срочные задачи передаются для изучения и принятия решения либо существующим подразделениям фирмы, либо в случае необходимости быстро подключить различные подразделения специальным оперативным группам.
- Принятие решений контролируется высшим руководством с точки зрения возможных стратегических и тактических последствий.
- Высшее руководство непрерывно пересматривает и обновляет список проблем и их приоритетность.
В концептуальном отношении управление путем ранжирования стратегических задач — система очень простая, значительно проще, чем стратегическое планирование или периодическое использование методов стратегического управления.
29. Определение направлений развития фирмы. Установление целей. Иерархия целей.
Прежде всего, компания определяет ориентиры своей деятельности. Всю совокупность ориентиров можно разделить на три основных типа:
Идеалы - ориентиры, которые мы не рассчитываем достигнуть в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;
Цели - наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагает в полном объеме или в большей своей части;
Задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания работ и функций, определяющих форму и время выполнения задания.
К идеалам развития компании можно отнести видение. Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существования компании, не сама цель, а скорее чувство основной цели. Если сказать другими словами, то видение - это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Миссия компании является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от последнего у миссии есть своя финишная черта - период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в компании, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик для того, чтобы нынешнее поколение работников могла увидеть результаты своего труда.
Цели развития компании. В отличие от миссии цели отражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они:
• Являются фундаментом для процесса корпоративного менеджмента в целом: планирования, маркетинга, организации, координации и контроля;
• Определяют способы повышения эффективности бизнеса;
• Лежат в основе принятия любого делового решения;
• Служат руководством для формирования конкретных плановых показателей
По периодам достижения целей их можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.
Пространство определения целей. Деятельность любой компании объективно очень разнообразна, поэтому организация не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определять несколько наиболее значительных ориентиров действий.
Выделяют 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.
2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:
• Производство новых товаров;
• Внедрение на новые рынки;
• Применение новых технологий;
• Использование новых методов организации производства;
3. Производительность. Компания определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих ресурсов.
4. Ресурсы. Фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее ресурсов и материально - производственных запасов, оборудования и наличности. Сравнивается наличный уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них.
5. Доходность (прибыльность). Формируется способность компании зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. 6. Управленческие аспекты выражены в качестве менеджмента, в шкале персональных достижений менеджеров, работающих в компании.
7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в компании.
8. Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества.