Схемы организации отдела маркетинга.

Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга.

Схемы организации отдела маркетинга. - student2.ru

Кроме них, могут быть еще управляющий службой сервиса для клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.

Основное достоинство такой организации – простота управления. Но по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.

Организация по географическому принципу.

Схемы организации отдела маркетинга. - student2.ru

При такой организации торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов, тратить меньше времени и средств на разъезды.

Фирмы с широкой товарной номенклатурой и (или) разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству.

Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления.

Схемы организации отдела маркетинга. - student2.ru

Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются управляющие по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющие по товарам. Каждый управляющий по товару самостоятельно разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты и т.д.

Организация по товарному производству оправдывает себя в тех случаях, когда выпускаемые фирмой изделия резко отличаются друг от друга и (или) разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу.

Преимущества: управляющий по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию, может быстрее реагировать на возникающие на рынке проблемы. Это хорошая школа для молодых.

Недостатки: эта система обходится дороже, чем первоначально предполагалось, из-за больших расходов на оплату труда и большого числа работников.

Организация по рыночному принципу.

Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках.

Использование подобной организации желательно в случаях, когда у разных рынков разные покупательские привычки или разные товарные предпочтения.

Организация по рыночному принципу аналогична системе организации по товарному производству. Управляющий по рыночной работе руководит деятельностью нескольких управляющих по отдельным рынкам.

Основное достоинство этой системы: фирма строит свою работу применительно к нуждам потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

Организация по товарно-рыночному принципу.

Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема: воспользоваться ли системой организации по товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или применить у себя систему организации по рыночному принципу, при которой управляющие по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках.

А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т.е. применить так называемую матричную организацию.

Однако подобная система организации требует больших затрат и порождает конфликты.

Большинство управляющих считают, что введение отдельных должностей оправдано только в случаях наиболее важных для фирмы товаров и рынков. А вот некоторых не смущают ни конфликты, ни издержки, и они уверены, что достоинства матричной организации перевешивают связанные с нею издержки.

Наши рекомендации