Совокупный спрос. Факторы его определяющие. Эффект процентной ставки, богатства, импортных закупок.

Совокупный спрос (AD) – общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.

Совокупный спрос – сумма всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках.

AD = C+I+G+X, где

С – совокупный спрос домохозяйств;

I – спрос на капитальное оборудование;

G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

X – чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).

Факторы его определяющие:

1ая группа факторов: формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители).

2ая группа факторов: оказывают воздействие в целом на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход покупателя повышается, то и спрос на товары увеличивается.

В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос можно выразить как:

AD = MV/P, где

М – денежная масса,

V – скорость оборота денег,

Р – уровень цен.

Ценовые факторы:

1. «Эффект %-ной ставки»: при росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению %-ной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. AD уменьшается.

2. «Эффект богатства»: при повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет. AD сокращается.

3. «Эффект импортных закупок»: при повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары – возрастает, что ведет к снижению AD.

Неценовые факторы:

1. Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населении, доходов, изменения в подоходном налоге.

2. Изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок, средств пр-ва, связанных с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производств. Мощностей.

3. Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями.

4. Изменения в расходах на чистых экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (АНГЛ. АGGREGATE SUPPLY , АS) - ЭТО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДЛОЖЕНО ПРИ РАЗНЫХ УРОВНЯХ ЦЕН.АS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине на-ционального дохода (НД):АS = ВНП = НД.Среди ценовых факторов, влияющих на АS, выделяют, с одной стороны, те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара (макроуровень): технология производства, издержки и т.п.С другой стороны, на способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг (макроуровень) влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала). Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощно-стей, а значит и к росту АS.График совокупного предложения условно состоит из трех частей:1) горизонтальной, когда производство растет при неизменяемом уровне цен,2) восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены; 3) вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.Вывод: Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров. На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки: 1) цены на ресурсы (земельные, тру-довые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение. Кривая смещается влево Снижение цен вызывает обратную ситуацию; 2) рост производи-тельности труда увеличивает объем производства и, тем самым , - совокупное предложение. Кривая АS сместит-ся вправо; 3) правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, сово-купное предложение сократится, кривая сместится влево и наоборот.Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Но в реальной жизни оно нарушается.Рассмотрим варианты отклонения. 1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: АД>АS.Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта: - не изменяя объема производства, повысить цены; - расширить выпуск продукции. Опыт показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к рос-ту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.Вывод: национальный доход будет расти.2. Допустим, что совокупный спрос меньше предложения: АД<АS.И здесь возможны два варианта: - сократить производство; - оставить выпуск без изменения, но понизить цены.Первая реакция предпринимателей: сократить объемы производства и попытаться продать товары со складов по выгодным ценам. Если цель этим не достигается, то необходимо снизить цены. Это будет происхо-дить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих.Вывод: национальный доход будет падать.3. Допустим, что возросло совокупное предложение - АS.Это означает, что фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров вырастет. Новая точка равновесия будет соответствовать более высокому выпуску и меньшему уровню цен. Вывод: как это повлияет на национальный доход - неизвестно,так как изменения количества продукции (Q) и цен (Р) происходят в разных направлениях.4. Допустим, что совокупный спрос (АД) упал.В этом случае уменьшится и выпуск продукции и цены. Уменьшение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся увольнения рабочих.Вывод: это приведет к снижению национального дохода.





Наши рекомендации